Комитет по вопросам правовой политики рассмотрел предложения и поправки, поступившие от субъектов права законодательной инициативы к законопроекту о добропорядочном лоббировании (№10337).
Проект закона подал Кабмин, а Парламент принял его за основу 10 января.
Ко второму чтению поступило 1 296 поправок и предложений по совершенствованию отдельных положений законопроекта. С целью усовершенствования положений проекта закона и соблюдения требований законодательной техники Комитет предложил дополнить сравнительную таблицу рядом поправок и предложений.
Так, ко второму чтению уточняется терминология закона и область его действия. В частности, изымается понятие «адвокация» и положения, которые должны были бы урегулировать соответствующие отношения. Предлагается определить лоббирование как деятельность, осуществляемую с целью воздействия (попытки воздействия) на объект лоббирования в коммерческих интересах бенефициара (за вознаграждение, получаемое прямо или косвенно, и/или с оплатой фактических затрат, необходимых для его осуществления) или в собственных коммерческих интересах лица и касается предмета лоббирования.
Ко второму чтению также предлагается уточнить: принципы лоббирования; правовой статус субъекта лоббирования; требования к договору лоббирования; вопросы создания Реестра прозрачности как информационно-коммуникационной системы, обеспечивающей сбор, накопление, защиту, учет, отображение, обработку и предоставление информации о субъектах лоббирования и их отчетности.
Предлагается установить, что не может быть предметом лоббирования нормативно правовой акт относительно:
1) объявления общей или частичной мобилизации;
2) введения в Украине или в отдельных ее местностях военного положения;
3) объявления по представлению Президента Украины состояния войны и заключения мира;
4) использования Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований;
5) введения в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения;
6) оглашения отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;
7) изменения территории Украины;
8) амнистии.
Закон должен вступить в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие через два месяца со дня начала функционирования Реестра прозрачности, но не позднее 1 января 2025 года, кроме отдельных пунктов раздела «Заключительные положения», которые вступают в силу и вводятся в действие со дня опубликования этого Закона или со дня его введения в действие.
С учетом предложенных Комитетом предложений ко второму чтению подготовлена сравнительная таблица к законопроекту, содержащая 1 339 поправок и предложений, по результатам рассмотрения которых предлагается учесть 326 (в том числе учесть частично и редакционно), а 1 013 – отклонить.
Комитет решил рекомендовать Верховной Раде законопроект о добропорядочном лоббировании принять во втором чтении и в целом в редакции, предложенной Комитетом, а также в случае принятия законопроекта как закона поручить Комитету вместе с Главным юридическим управлением Аппарата ВРУ осуществить редакционную и технико-юридическую доработку его текста.
Также перед этим в Национальном агентстве по вопросам предотвращения коррупции призвали народных депутатов доработать законопроект о добропорядочном лоббировании «с целью принятия сбалансированного и действенного закона, который будет отвечать лучшим международным практикам и стандартам».
Как ранее мы писали, законопроект о лоббировании – это о прозрачности принятия того или иного нормативно-правового акта. Получение статуса лоббиста позволит лицу получить возможность и гарантии проходить в органы государственной власти и общаться с чиновниками и депутатами. Это подчеркнул народный депутат, глава парламентского Комитета по вопросам правовой политики Денис Маслов.
Напомним, 12 декабря Еврокомиссия решила создать Реестр прозрачности организаций, чтобы «вывести на свет» скрытое влияние иностранных лоббистов на политику в странах ЕС. Так, в Реестре прозрачности предлагается зарегистрировать субъекты, осуществляющие деятельность по представительству интересов от имени третьей страны. Государствам-членам будет предложено создать или адаптировать существующие национальные реестры для этой цели.
Как мы писали, Кабмин на заседании 7 декабря одобрил законопроект о добросовестном лоббировании, направленный на реализацию рекомендаций Европейской Комиссии, зафиксированных в Пакете расширения, и который является частью правительственного антиолигархического плана действий.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.