Стране предлагают вооружиться опытом Уганды в борьбе с контрафактным бензином и выдать фискалам маркеры.
Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту народного депутата от НУ-НС Михаила Полянчича, которым он предлагает метод борьбы с контрафактными нефтепродуктами.
В частности, сообщается в документе, доля контрафактного и фальсифицированного моторного топлива в общем объеме автомобильных бензинов и дизельного топлива, реализуемого в Украине, составляет от 20% до 30%, что угрожает национальной экономике.
Одновременно, отмечает депутат, в странах ЕС, а также Африки и Азии, что более показательно для Украины, введено обязательное маркирование нефтепродуктов специально разработанным химическим веществом, добавляемое под надзором фискальных органов перед отпуском топлива в продажу. Наличие такого маркера в нефтепродуктах не влияет и не изменяет их потребительские и качественные характеристики, одновременно – позволяет фискальным органам обеспечить контроль за оборотом топлива в стране путем выборочных проверок отдельных АЗС.
«Одной из показательных была ситуация, сложившаяся на рынке Республики Уганда, когда контрабандные нелегальные поставки нефтепродуктов на внутреннем рынке достигли угрожающих размеров: около 25% рынка. Правительством страны было принято решение о внедрении маркировки всего импортируемого бензина, который реализовывался на территории страны. После введения такой маркировки и проведения постоянных проверок на случайно взятых АЗС, такой механизм дал положительный эффект, и на сегодня доля нелегального рынка Уганды сократилась и составляет по данным экспертов 5%», – подчеркивает депутат.
Одновременно он обращает внимание и на улучшение налогообложения в данном секторе экономики путем выявления уклоняющихся от него субъектов хозяйствования. «Значительно улучшилась уплата налогов и сборов, что, в свою очередь, отразилось на уровне поступлений в бюджет страны, которые увеличились на $25 млн в год. Легальная продажа нефтепродуктов выросла почти на $80 млн в год», – описывает Полянчич успехи властей Уганды.
Любопытно, что автор законодательной инициативы приводит и ориентировочные цифры будущих бюджетных потерь по Украине, учитывая при этом установленные в Налоговом кодексе ставки акцизного сбора на автомобильные бензины на уровне EUR182 за 1000 кг. «В общем, потери государственного бюджета от неуплаты налогов с теневого сегмента рынка моторных топлив составят более 3 миллиардов гривен в год», – считает народный депутат.
Документом предполагается, что маркеры будут производиться или импортироваться определенным по результатам тендера предприятием. В дальнейшем, Налоговая служба будет по предварительным заявкам продавать эти маркеры производителям и импортерам нефтепродуктов, являющимся плательщиками сбора с подакцизных нефтепродуктов.