По оценкам налоговых консультантов, принятие Налогового кодекса не ликвидировало все схемы налоговых махинаций, однако несколько сократило их количество. А потому постепенно на первый план выходит поиск альтернативной структуры, которая не только позволит существовать бизнесу, но и выведет его на легальное и эффективное положение.
Как правило, когда говорят об альтернативных методах ведения бизнеса, понимают такую реструктуризацию компании, которая позволяет создать отдельный холдинг, скажем, в оффшорной зоне, владеющий украинскими активами, но концентрирующий капитал за пределами нашей страны и подчиняющийся юрисдикции, естественно, иностранного государства. Хорошо ли это для экономики государства? Вопрос, безусловно, странный. Конечно, государству всегда лучше свои деньги хранить и использовать у себя, но нынешнее законодательство, система и само мировоззрение чиновников таково, что просто не позволяет большим капиталам находиться на территории Украины без катастрофических последствий для бизнеса. Возможно, принятие Налогового кодекса и изменит эту ситуацию к лучшему, однако прогнозы экспертов неутешительны – украинский крупный бизнес продолжит инвестировать свои активы в зарубежные страны. Под наиболее перспективными способами оптимизации налогообложения можно понимать уже сложившуюся практику, когда есть некоторый нерезидентский холдинг, позволяющий обеспечить и эффективность управления компанией, положительный результат в налоговом плане, и в то же время удовлетворяющий запросам возможного покупателя-инвестора. Когда речь заходит о выборе налоговой юрисдикции, сразу встает вопрос, как и что выбирать: юрисдикцию так называемого «налогового рая» (налогообложение – 1 раз в год, около 1000 долларов за все), либо лучше выбрать юрисдикцию более респектабельную и соответственно – более дорогую?
До сих пор был, есть и, возможно, останется некой золотой серединой решения данной проблемы Кипр – по одной простой причине: существование двустороннего соглашения между Украиной и Кипром об избегании двойного налогообложения еще со времен СССР. Согласно этому договору, существуют нулевые ставки практически по всем видам налогов, и без ограничений, кроме подтверждения налогового резидента Кипра.
Итак, на данный момент, на Кипре действует Закон «О Международных трастах» 69 (1)/92. Напомним, что траст – это система отношений, при которой имущество, изначально принадлежащее учредителю, передается в распоряжение доверительного собственника (управляющего или попечителя), но доход с него получают выгодоприобретатели (бенефициары). Учредитель (который может одновременно быть и выгодоприобретателем и/или, в ряде случаев, и управляющим) в рамках специального соглашения передает принадлежащие ему ценности под контроль попечителя, который обязан совершать с ними операции, приносящие выгодоприобретателям максимальную прибыль или соответствующие другим инструкциям учредителя. В соответствии с законами Кипра учредителем траста должно являться лицо без постоянного местопребывания на Кипре; по крайней мере, один из доверительных управляющих во время учреждения и на весь период действия траста является лицом с постоянным местопребыванием на Кипре; бенефициары (выгодоприобретатели), за исключением благотворительных учреждений, не являются лицами с постоянным местопребыванием на Кипре.
Со вступлением в Европейский Союз в мае 2004 года статус кипрской холдинговой компании получил значительные преимущества, так как теперь она пользуется репутацией и привилегиями, присущими европейской компании. Кстати, как правило, иностранные инвесторы предъявляют к холдинговой компании несколько требований, среди которых следующие:
– холдинговая компания должна извлекать прибыль из действующей компании в виде дивидендов или прибыли, предпочтительно освобожденной от взимания налога у источника и налога на доход от прироста капитала вследствие применения налогового соглашения или в соответствии с Директивой ЕС «О материнских и дочерних компаниях», а положения отечественного законодательства юрисдикции, в которой зарегистрирована холдинговая компания, должны освобождать такие дивиденды и прибыль от прироста капитала от местных налогов;
– должна быть возможность забирать дивиденды из холдинговой компании без возникновения объекта налогообложения в юрисдикции, в которой зарегистрирована холдинговая компания.
Все эти требования удовлетворяются на Кипре, поэтому его и используют как место расположения конечной холдинговой компании, и по той же причине остров является подходящей территорией для осуществления инвестиционных схем. Указанные причины делают Кипр очень привлекательной юрисдикцией для инвестирования в Украину.
Тем не менее, недавно возник вопрос о том, что Кипр может утратить свой статус «налогового рая». На прошлой неделе глава Комитета ВР Украины по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская зарегистрировала в парламенте проект закона «О едином налоге» (?7403). Параллельно с упрощением условий деятельности малого и среднего бизнеса законопроект также предусматривает существенное увеличение налоговых поступлений от крупных компаний, которые сегодня выводят средства из страны через «налоговые дыры». В частности, предлагается денонсировать Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Кипр об избегании двойного налогообложения доходов и имущества. «Денонсация этого соглашения позволит значительно сократить объемы вывода капитала в Кипр, уменьшить количество операций с участием Кипра, конечной целью которых является минимизация налоговых обязательств. Таким образом будет нивелировано негативное влияние оффшорной зоны на налоговую систему Украины. Это обеспечит увеличение поступлений в бюджеты всех уровней», - считает депутат.
В свою очередь вице-премьер-министр Сергей Тигипко рассчитывает, что в ближайшее время Украина сможет выйти на новое взаимоприемлемое соглашение с Кипром об избегании двойного налогообложения. С. Тигипко отметил, что подготовка нового соглашения длится с 1997 года. За это время проект был парафирован сторонами, однако представители Кипра отказались подписывать соглашение, ссылаясь на замечания к тексту. «Процесс окончательного согласования с учетом новых требований кипрской стороны может затягиваться. Я лично давал поручение ускорить этот процесс. Но пока МИД говорит, что проводить эти переговоры достаточно сложно, потому что для нас кипрская сторона, для многих политиков, предпринимателей - оффшорная зона, но это страна Европейского Союза, и эти переговоры достаточно сложные. В ближайшее время, если кипрская сторона не даст нам ответа и не продолжит с нами конструктивно сотрудничать, мы предложим в одностороннем порядке соответствующие шаги, которые приведут к тому, что мы выйдем на взаимоприемлемое решение с кипрской стороной», - сказал С. Тигипко.
Что ж, будем надеяться, что новым соглашением удастся добиться компромисса между желаниями предпринимателей оптимизировать свои налоговые обязательства и желанием правительства наполнить госбюджет.