На прошедшем заседании Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны было принято решение рекомендовать Верховной Раде принять за основу проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно урегулирования трудовых и служебных правоотношений и устранения правовых пробелов в законодательстве, которым регулируется сфера государственной тайны).
Указанным проектом закона планируется внести редакционные изменения в статьи 22, 23, 24 Закона «О государственной тайне» и в статью 40 Кодекса законов о труде и изменить концепцию о праве предоставления допуска к государственной тайне. Согласно новой концепции, право предоставления допуска к государственной тайне переходит от руководителя органа, учреждения, предприятия в органы Службы безопасности Украины (с момента вступления в силу 30 января 2011 Закон «О внесении изменений в Закон Украины» О государственной тайне "? 2432 - VI от 6 июля 2010).
А. Гриценко, председатель комитета объяснил: специальными правовыми нормами законодательства в сфере государственной тайны регулируется вопрос условий изменения или прекращения трудовых или служебных отношений, установленных между руководителем соответствующего органа (учреждения, предприятия) и работниками (служащими), пребывание которых на соответствующих должностях предусматривает обязательное наличие у них допуска к государственной тайне. Отмена указанным работникам допуска к государственной тайне имеет последствия их перемещение на другое рабочее место или иную должность. А если это невозможно, работники могут в предусмотренном законодательством порядке переведены на другую работу или службу, не связанную с государственной тайной, или освобождены.
«Сегодня в действующем законе образовалась правовая брешь в части того, что упомянутые выше правоотношения остались неурегулированными в случае отказа новоназначенному работнику в допуске к государственной тайне. Оставаясь в должности и продолжая осуществлять свои полномочия, включая возможность неформального доступа к документам с разной степенью секретности, таким работником создаются условия для нарушения требований законодательства по сохранению государственной тайны. Кроме того, поскольку такой работник не брал на себя обязательство о сохранении государственной тайны, встает вопрос его ответственности за нарушение законодательства в сфере государственной тайны», - отметил А. Гриценко.
Поэтому проектом предусматривается урегулировать вопросы трудовых правоотношений между упомянутыми лицами путем дополнения ст. 23 Закона новой частью третьей, предусматривающей урегулирование трудовых (служебных) правоотношений между собственником и гражданином, в случае непредоставления последнем допуска к государственной тайне.
Члены комитета поддержали законопроект, принятие которого будет способствовать совершенствованию общегосударственной системы охраны государственной тайны, устранения существующих в действующем законодательстве правовых пробелов.