О создании единых правил для строительной отрасли говорили много и давно. 30 июня парламент принял в первом чтении проект нового кодекса, который должен заменить собою несколько сотен нормативных актов и упростить жизнь строительным организациям. Проанализировавши документ, многие эксперты не увидели в нем обещанного «облегчения» системы строительства. В первую очередь, упущена расшифровка ряда определений, относительно которых и возникают спорные моменты, решаемый в судах по несколько лет.
Такие понятия, как генеральный проектировщик, архитектурный проект, научно-исследовательская организация, архитектурная деятельность, проектная документация, генеральный подрядчик довольно скудно описываются в документе.
«Если эти понятия будут трактоваться подзаконными актами, то в них могут попасть объекты и лица, вообще не имеющие никакого отношения к строительству», - уточнил первый заместитель председателя Совета ассоциации «Украинское объединение проектных организаций» Александр Луганов.
Также вопрос относительно размещения предприятий и других промышленных объектов на территории городов и других населенных пунктов в проекте упущен. «Кодекс должен устанавливать прямой запрет, к примеру, на строительство в черте города новых металлургических заводов или других вредных производств», - отметил А. Луганов.
Одним из важных моментов нового кодекса должно стать наделение лицензионными полномочиями саморегулирующихся организаций. Инициатива о внесении этой нормы исходила от Украинской Строительной Организации, которая имеет большое желание воспользоваться этой нормой.
Самым кричащим моментов Кодекса становится возможность олигархом быстро решать географию своих построек. Возвести коттедж в заповеднике или национальном парке станет не проблема.
«В случаях, когда при застройке невозможно сбалансировать интересы государства, общины и частных лиц, режим строительства может регулироваться не нормами кодекса, а специальными нормативными актами Кабмина».
Эта норма нашла возмущении у многих специалистов и граждан. Так юристы в один голос заявляют, что эта норма прикрывает интересы государственных чинов, поскольку открывает возможности решить вопрос быстро и по вкусу.