Законопроект (рег. ? 5497) разработан с целью обеспечения действенного государственного регулирования добычи янтаря в Украине.
В частности, предполагается утвердить упрощенную процедуру получения специальных разрешений на пользование недрами для добычи в Припятского бурштиноносному районе янтаря-сырца на месторождениях и проявлениях, которые не имеют промышленного значения.
Соответствующие изменения предлагается внести в Закон "О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроль за операциями с ними" и Уголовный кодекс Украины.
Согласно проекту, специальные разрешения на пользование янтараносными недрами на месторождениях и проявлениях, которые не имеют промышленного значения выдаются областными советами без проведения конкурса непосредственно по заявлению соискателя. Пользователь янтароносных недр может получить только одно специальное разрешение на соответствующий срок.
Вместе добыча янтаря-сырца гражданами на территории земельных участков, которые находятся в собственности этих граждан, осуществляется без получения специального разрешения и горного отвода, но после заключения соглашения с соответствующим сельским, поселковым или городским советом.
Документом предусматривается, что пользование янтараносными недрами на месторождениях и проявлениях, которые не имеют промышленного значения, а также добыча янтаря-сырца гражданами на земельных участках, которые находятся в собственности этих граждан, осуществляется на безвозмездной основе.
Предоставление специального разрешения является платным. Плата осуществляется владельцами специальных разрешений ежегодно в течение действия специального разрешения. Плата за предоставление специального разрешения ежегодно осуществляется в размере: юридическими лицами - 100 минимальных необлагаемых минимумов за 1 гектар площади предоставленной участка; физическими лицами - 30 минимальных необлагаемых минимумов за 1 гектар площади предоставленной участка. Плата за предоставление специального разрешения засчитывается в целевой фонд соответствующего областного бюджета и распределяется между местными бюджетами в такой пропорции: 30 процентов в бюджет области, 30 процентов в бюджет соответствующего района; 40 процентов в бюджет соответствующего села, поселка, города.
Размеры земельных участков, которые предоставляются во временное краткосрочное пользование для добычи янтаря на месторождениях и проявлениях, которые не имеют промышленного значения, устанавливаются: для юридических лиц - до 5 гектаров; для физических лиц - до 1 гектара.
Хозяйственная деятельность юридических, физических лиц - субъектов хозяйствования, а также отдельных граждан, осуществляемой по: добыче янтаря-сырца; обработке и изготовлению изделий из янтаря-сырца; торговле изделиями из янтаря лицензированию не подлежит.
Проект содержит положения о нарушении правил добычи, перевозки и реализации янтаря.
Так, незаконная добыча янтаря в сырье - наказывается штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до двух лет с конфискацией изъятого янтаря сырца и орудий добычи. Незаконная перевозка, хранение и переработка янтаря в сырье, необработанном и обработанном виде - наказывается штрафом от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до одного года с конфискацией изъятого янтаря-сырца и орудий переработки. Незаконная реализация или незаконный вывоз янтаря в сырье, необработанном и обработанном виде за пределы Украины - наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией изъятого янтаря сырца.