Комитет по вопросам правосудия рекомендует парламенту принять во втором чтении и целом законопроект "О судоустройстве и статусе судей".
На заседании народные депутаты отмечали, что законопроект (рег. ? 6450) направлен на комплексное реформирование системы судопроизводства в соответствии с международными стандартами для повышения роли суда и статуса судьи в обществе, обеспечение независимости судей от влияния, в том числе в системе правосудия и упрощения процедуры доступа в суд для каждого гражданина. Кроме того, положения законопроекта направлены на исполнение ряда решений Конституционного Суда Украины.
Народные депутаты обращали внимание на то, что проектом предлагается повысить требования к кандидатам на должность судьи. А именно: судьей апелляционного суда и высшего специализированного суда могут стать только судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, а судьей Верховного Суда Украины - не менее пятнадцати лет. Кроме того, предусмотрено: "специальная подготовка будущих судей, которая проводится в течение одного года за счет средств Государственного бюджета Украины"; избрания на должность на конкурсной основе: квалификационный экзамен, который проводится путем сложения кандидатом на должность судьи письменного анонимного тестирования и выполнения практического задания по целью выявления уровня практических навыков и умений в применении закона.
Законопроектом вводится сокращенная процедура избрания и увольнения судей, избранных бессрочно: эти вопросы включается в повестку дня сессии Верховной Рады вне без голосования и рассматриваются парламентом без выводов комитетов.
При обсуждении законопроекта члены Комитета отмечали, что предложенными изменениями предусматривается, что председатель местного суда и его заместитель, председатель апелляционного суда, и его заместители, председатель высшего специализированного суда и его заместители будут назначаться на должности сроком на пять лет из числа судей этого суда и освобождаться от должности Высшим советом юстиции по предложению соответствующего совета судей. Кроме того, "судья не может занимать одну административную должность соответствующего суда более двух сроков подряд".
С целью совершенствования системы судов общей юрисдикции законопроектом предусматривается создание Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, который наравне с Высшим административным судом Украины и Высшим хозяйственным судом Украины функционировать как суд кассационной инстанции.
Кроме того, отмечали народные депутаты, предложенные нормы законопроекта, направленные на борьбу с коррупцией. Так, предлагается, почти в 5 раз увеличить заработную плату судьям первой инстанции. При этом такая заработная плата будет начисляться не на основе подзаконного акта, а на основании закона. Вместе с тем предлагается повысить ответственность судей перед обществом. В частности, предусмотрено обязательство судьи ежегодно заполнять декларации не только о доходах, но и о своих расходах. Согласно законопроекту "декларация об имущественном состоянии должна содержать сведения о доходах, ценных бумагах, недвижимом, ценном движимом имуществе, вкладах в банках, финансовые обязательства судьи, членов его семьи и лиц, с которыми он совместно проживает или совмещенный общим бытом , и расходы (если разовые расходы превышают размер месячного заработка судьи) судьи ".
Проектом предусматривается также, что "в судах, наряду с государственным, могут использоваться региональные языки или языки меньшинств в соответствии с Законом" О ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств »в порядке, установленном процессуальным законом.
По мнению народных депутатов, законопроектом "виришаються проблемы с волокитой в судебной системе". Так, сокращенно сроки рассмотрения дел и срок обжалования решения. При этом суды апелляционной и кассационной инстанции не вправе будут возвращать дела на повторное решение в суд низшей инстанции. Вместе введено ответственность за судебную волокиту, которую допускает судья. При этом такие действия считаются нарушением присяги, за что предусмотрена дисциплинарную ответственность для судьи вплоть до увольнения его с должности.
Законопроектом также предусматривается ликвидация квалификационных классов судей, присвоение которых, считают члены Комитета, "нередко использовалось как средство давления на судей". При этом предлагается установить и запрет награждения судей к моменту их выхода в отставку с целью усиления их независимости при осуществлении правосудия.
Субъектами законодательной инициативы ко второму чтению было внесено 1724 поправки, из которых около 400 были учтены полностью или частично.