Комитет по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства провел слушания на тему: "Экономические реформы: реальность и ожидания украинского бизнеса".
Участники слушаний, в частности, акцентировали внимание на проекте Налогового кодекса, принятого парламентом в первом чтении. На заседании отмечалось, что стратегическими целями реформирования налоговой политики в условиях посткризисного восстановления экономики должно стать формирование благоприятного фискального пространства для бизнеса, эффективной и децентрализованной налоговой системы, способной обеспечить фискальные запросы государственного и местных бюджетов.
Председатель Комитета Наталья Королевская, в частности, отметила, что "парламентскими комитетами и ассоциациями представителей бизнеса внесено более тысячи поправок к проекту Налогового кодекса, внесенного правительством". По мнению народного депутата, этот проект необходимо отозвать и создать новый документ, подготовленный экспертной группой, в которую также войдут представители бизнеса и отраслевых ассоциаций.
"Сейчас перед нами стоит выбор: либо мы будем строить экономику по стандартам 21 века - новую, инновационную, креативную и войдем в пул экономически развитых модернизированных стран, или нам придется строить экономику 20 века, основываясь на подходах 90-х годов, и вместо того, чтобы сделать хоть несколько шагов вперед - останемся в прошлом", - подчеркнула Н. Королевская.
Ключевыми проблемами украинской налоговой системы, по мнению специалистов Национального института стратегических исследований, является большое количество налоговых платежей, значительные временные и финансовые затраты на уплату налогов и высокая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. Чрезмерная фискальная ориентация налоговой политики является одним из факторов охлаждения деловой активности в Украине, который осуществляет дополнительное негативное давление на динамику ВВП, промышленного производства и инвестиций.
Консервация в посткризисный период фискальной функции налоговой политики в статусе приоритетной, считают эксперты, является одним из тормозящих факторов на пути быстрого экономического восстановления, поэтому реформирование налоговой политики должно стать одним из главных приоритетов экономической политики правительства. Стратегической целью реформы "должен стать переход от доминирования принципа фискализму налоговой политики, когда она рассматривается исключительно как инструмент мобилизации доходов в бюджет, к более активной реализации ее регулятивного потенциала в направлении стимулирования экономического роста".
На заседании отмечалось, что в условиях критического разбалансирования сектора публичных финансов оперативно реализовать весь комплекс необходимых мер налоговой реформы не представляется возможным. Единственно возможным вариантом проведения эффективной налоговой реформы в данной ситуации, считают эксперты, является реализация ее в несколько этапов. Снижение фискального давления на экономику и децентрализация налоговых поступлений должны происходить после преодоления дисбалансов сектора публичных финансов и повышение фискальной эффективности налоговой системы.
Реализация стимулирующего потенциала налоговой системы должно осуществляться через оптимальное сочетание следующих инструментов: снижение ставки налога на прибыль; введение ускоренной амортизации; снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда; предоставления территориальных налоговых льгот; упрощения процедуры и ускорения возмещения НДС.
Участники заседания отмечали, что проект Налогового кодекса содержит как весьма прогрессивные шаги, так и определенные дискуссионные нормы, которые противоречат задачам и приоритетам налоговой политики в условиях посткризисного восстановления экономики. В проекте Налогового кодекса делается попытка компенсировать снижение фискальной нагрузки на корпоративный сектор усилением давления на доходы физических лиц. Это соответствует мировым и европейским тенденциям эволюции налоговой системы, когда корпорации рассматриваются лишь как формы ведения бизнеса, доходы от чего в конечном итоге получают физические лица. Одновременно, в ЕС усиления фискального давления касается физических лиц с высокими доходами, тогда как в предложенном кодексе он коснется большинства граждан безотносительно к уровню их дохода.
Участники заседания обсудили также действующие законодательные акты, по которым существуют проблемы реализации или не выполняются.
Так, при реализации требований Закона "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" возникает ряд вопросов, требующих урегулирования. В частности, необходимо: ввести практику рассмотрения на заседаниях соответствующих советов состояния реализации государственной регуляторной политики и оценку соответствующей работы местных органов исполнительной власти; организовать проведение ежегодных проверок Госкомпредпринимательства и его территориальными органами органов местного самоуправления относительно соблюдения требований Закона "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности "; создать в районных советах специализированные рабочие группы по исследованию регуляторной среды на местах; обязать согласовании проектов регуляторных актов, разрабатываемые органами местного самоуправления со специально уполномоченным органом; определить конкретную ответственность регуляторных органов за несоблюдение процедуры, определенной законодательством, при принятии ими регуляторных актов установить, что регуляторный акт не может быть принят, если он не прошел процедуру публичного обсуждения и т.д.
Выступающие отмечали и то, что необходимо принять Закон "О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности". Для каждого документа необходимо разработать соответствующий порядок выдачи, в котором отмечается: разрешительный орган, который выдает этот документ, размер платы или бесплатность, срок его выдачи, срок действия разрешения, исчерпывающий перечень оснований для отказа в его выдаче.
Среди основных направлений реформирования разрешительной системы, по мнению участников слушаний, должен стать: максимальное сокращение количества документов разрешительного характера; переход от разрешительного характера начала хозяйственной деятельности на декларативный, за исключением видов деятельности, осуществление которых оказывает воздействие на окружающую среду, жизнь человека и т.п.; оптимизация процедуры получения разрешительных документов, в частности, путем: уменьшение перечня документов, представляемых на получение разрешений (представления только тех документов, подтверждающих способность субъекта хозяйствования для осуществления хозяйственной деятельности); устранения многочисленных дублирования при подачи и рассмотрения (согласования) документов на каждом этапе разрешительной процедуры; максимальное делегирование полномочий по выдаче документов разрешительного характера из центрального, областного уровня на местный (районный); усиление ответственности должностных лиц разрешительных органов за нарушение требований законодательства по вопросам выдачи документов разрешительного характера.
На заседании шла речь и о необходимости внесения изменений в Закон "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" по сокращению видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, и возвращения государственной политики к построению единой системы лицензирования (с четкими процедурами обжалования, отказа от выдачи лицензии и ее аннулирование . В Налоговом кодексе, отмечали участники слушаний, следует предусмотреть уменьшение ставки налога на добавленную стоимость, сокращение перечня льгот по уплате налога и введение моратория на предоставление новых, введение временной регистрации налогоплательщиков, деятельность которых не имеет постоянного характера, введение специальной системы отчетности новообразованных предприятий течение первого года их деятельности для предотвращения использования этих предприятий для уклонения от уплаты НДС и сокрытия прибыли и т.д.
Закрывая заседание, председатель Комитета Н. Королевская отметила, что высказанные замечания и предложения будут обобщены и использованы в дальнейшей законотворческой работе.