Главное управление государственной службы по поручению президента Виктора Януковича подготовило пакет документов, которые в ближайшие недели будут направлены в Верховную раду и, как предполагается, помогут улучшить кадровую политику в сфере государственной службы. Речь идет о законопроектах "О государственной службе" (должен заменить действующий) и "О конфликте интересов в деятельности публичных служащих".
Согласно этим проектам законов, президент предлагает ввести процедуру декларирования расходов госслужащими I-II категории (к ним, в частности, относится высшее руководство Администрации президента, секретариата Кабмина, министерств и ведомств) и членами их семей. Всех остальных чиновников обяжут декларировать движимое и недвижимое имущество и информацию о заключенных в течение года сделках стоимостью более 20 минимальных зарплат (на сегодня - 17680 гривен).
Предполагается, что такие отчеты они будут готовить не только во время пребывания на службе, но и спустя два года после отставки. На сегодня подробную финансовую информацию должны предоставлять только госслужащие I-II категории, от остальных требуется передача в налоговую инспекцию лишь декларации о начисленных доходах. Декларирование же расходов госслужащими на сегодняшний день не предусмотрено.
"Декларирование доходов и расходов - мировая практика, и оно не станет проблемой для добропорядочных госслужащих. Сложности возникнут лишь у тех, кто не хочет декларировать скрытые доходы", - заявил заместитель начальника Главгосслужбы Андрей Вишневский. В то же время оппозиция считает эту норму бесполезной. "Это не поможет в борьбе с коррупцией. Расходы будут заноситься на человека, который никакого отношения к государственной службе не имеет", - подчеркнул член парламентского комитета по вопросам госстроительства и местного самоуправления Анатолий Матвиенко (НУ-НС).
Кроме того, в "кадровом" пакете от президента предлагается продлить предельный возраст госслужащих. Согласно нынешнему законодательству, женщины старше 55 и мужчины старше 60 лет не имеют права находиться на госслужбе. В отдельных случаях предельный возраст может быть увеличен, но не более чем на 5 лет. Теперь же предельный возраст предполагается увеличить до 65 лет независимо от пола, при этом его достижение не будет являться основанием для отставки. Фактически предлагается отменить предельный возраст госслужащего.
"Я буду настаивать на необходимости сохранить нынешнюю норму! - заявила зампредседателя комитета по вопросам госстроительства и местного самоуправления Ольга Боднар (БЮТ). - Как мы сможем привлекать к госслужбе молодежь, если там старики будут сидеть до тех пор, пока их ногами вперед не вынесут?"
Однако в Главгосслужбе эти опасения считают безосновательными. "Статистика показывает, что такой проблемы нет. Сегодня на работе остаются только 0,9% госслужащих, достигших предельного возраста. Три четверти госслужащих - люди до 45 лет", - отметил господин Вишневский.
Предполагается также изменить систему оплаты труда госслужащих, увеличив зарплаты. В 2015 году минимальный должностной оклад госслужащего должен составлять 2 минимальные зарплаты (на сегодня – 1768 гривен). Одновременно будут увеличены требования к госслужащим. Одно из главных нововведений - чиновники I-II категории обязательно должны "свободно владеть одним из официальных языков Совета Европы", то есть английским или французским. Эту норму планируется ввести в действие с 1 января 2015 года.
Заместитель начальника Главгосслужбы признал, что сегодня в центральных органах исполнительной власти английский или французский язык знают не больше 5% госслужащих. "На высшем уровне, боюсь, процент еще ниже. Но для того и предлагается переходный период, чтобы они выучили язык", - объяснил Андрей Вишневский.