Правительство взялось за реформирование еще одной сферы правоотношений - процедуры банкротства. Для этого оно разработало проект Закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования процедур банкротства", принятие которого ожидается уже в этом году. Документом ужесточается государственный контроль за арбитражными управляющими, уменьшается роль комитета кредиторов и усложняется процедура банкротства государственных предприятий.
Документ, в первую очередь, серьезно усиливает роль Минэкономики в осуществлении государственного контроля за процедурой банкротства, в особенности, за деятельностью арбитражных управляющих. Минэкономики сможет истребовать у арбитражного управляющего сведения, документы и материалы относительно его деятельности, проводить плановые (до 5 рабочих дней) и внеплановые (до 2 рабочих дней) проверки его деятельности.
Но главное - оно сможет без особых проблем устранять арбитражных управляющих, ненадлежащим образом исполняющих как свои непосредственные арбитражные обязанности, так и обязанности перед Министерством.
Так, во-первых, наравне с собственником имущества должника и комитетом кредиторов, Министерство сможет обращаться в суд с требованием об устранении арбитражного управляющего в случае невыполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. Во-вторых, установлен довольно широкий перечень оснований для аннулирования лицензии арбитражных управляющих, которые не позволяют ослушаться Минэкономики (например, основанием для аннулирования лицензии будет неподача сведений, документов и материалов, истребованных Министерством). Лишение лицензии - основание для отстранения арбитражного управляющего от выполнения им своих обязанностей.
Кроме того, именно Министерство, а не суд (как сейчас) будет назначать арбитражного управляющего при возбуждении процедуры банкротства относительно предприятий, в уставном фонде которых доля государства превышает 25 %. Оно же будет освобождать арбитражных управляющий таких предприятий от выполнения ими своих обязанностей.
Усиливается контроль и за комитетом кредиторов. На его заседаниях с правом совещательного голоса смогут присутствовать кредиторы, требования которых обеспечены залогом; представитель работников должника; уполномоченное лицо акционеров или участников ООО либо ОДО; управитель имуществом должника; арбитражный управляющий. Кроме того, на количество голосов кредиторов не будут влиять суммы неустойки и другие финансовые санкции, моральный вред, ИТО и госпошлина на обеспечение судебного процесса.
В целом, законопроект производит двоякое впечатление. С одной стороны, он решает проблему контроля за арбитражными управляющими, деятельность которых у многих в последнее время вызывала ряд нареканий, при том, что привлечь их к ответственности было сложно. С другой стороны, новые полномочия Минэкономики могут стать причиной расправы над неугодными арбитражными управляющими, а также привести к блокированию процедуры банкротства относительно государственных предприятий, от которых кредиторы, при бездеятельности Минэкономики, не смогут ничего добиться.