Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендует парламенту отклонить проект закона о введении моратория на проверки субъектов предпринимательской деятельности и внесении изменений в Закон "О государственной налоговой службе в Украине".
Законопроектом ? 4551 предлагается установить дополнительные гарантии защиты прав субъектов хозяйствования во время осуществления контролирующими органами проверок т.д.
В частности, устанавливается правило, согласно которому к 1 января 2011 вводится мораторий на проверки субъектов предпринимательской деятельности, действующих в пределах Указа Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", за исключением проверки, проводятся:
по решению суда;
по собственному заявлению субъектов предпринимательской деятельности;
после возбуждения уголовного дела против субъекта предпринимательской деятельности или лиц, имевших правовые отношения с налогоплательщиком, в целях предотвращения нарушений Закона "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения".
Проектом также излагается в новой редакции статья 11-1 Закона "О Государственной налоговой службе в Украине", которая нормирует вопрос плановых и внеплановых проверок, осуществляемых налоговыми органами. В частности, предлагается установить предельный десятидневный срок продолжительности проведения плановых выездных проверок (с возможностью продления указанного срока не более чем на пять дней), уменьшить периодичность плановых проверок до одного раза в 3 года, не позволять органам налоговой службы увеличивать срок налоговой проверки путем осуществления перерывов.
На заседании Комитета отмечалось, что предложение о введении моратория вызывает определенные предостережения у экспертов Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховной Рады Украины. По их мнению, "осуществление проверок является одной из форм государственного контроля за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности, в связи с чем государственный контроль квалифицируется в теории государственного управления как одна из функций государственного управления, как один из способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении". Характерной особенностью государственного контроля (как и любого контроля) является то, что он должен осуществляться систематически на постоянной основе с использованием разнообразных форм и методов. Поэтому предложение проекта ввести мораторий, считают эксперты, не соответствует сущности и назначению государственного контроля. Ее практическая реализация не только усложнит выполнение уполномоченными органами государственной власти контрольно-надзорных функций, но и ослабит соблюдение субъектами предпринимательской деятельности действующего законодательства.
В заключении экспертов также отмечается, что из содержания проекта неясно, о каких конкретно видах проверок говорится, какими органами они осуществляются. В связи с указанным довольно сложно согласиться с предлагаемой в пояснительной записке к проекту задачей этого акта как "установление дополнительных гарантий защиты прав субъектов хозяйствования во время осуществления контролирующими органами проверок. По мнению специалистов, "более корректным и логичным было бы проводить решения этой задачи не через наложение моратория на проведение проверок, а через усовершенствование законодательного механизма их осуществления".
Члены Комитета акцентировали также внимание на том, что в заключении Комитета по вопросам бюджета указано, что Министерством финансов Украины указанный законопроект не поддерживается, поскольку его принятие приведет к уменьшению поступлений налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджет, что негативно повлияет на его баланс