Законопроектом ? 6525, внесенным Кабинетом Министров, предлагается консолидировать в одном органе - Пенсионном фонде Украины, подобные для всех фондов общеобязательного государственного социального страхования функции, а именно: постановки на учет плательщиков, формирования и ведения Государственного реестра социального страхования (который будет включать организационно - техническую систему сведений о страхователей и застрахованных лиц), обеспечение единой отчетности, осуществление контроля за полнотой и своевременностью взимания единого социального взноса. Кроме этого, предлагается ввести уплату единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и его расщепление Государственным казначейством Украины на централизованные счета фондов социального страхования.
Члены Комитета при обсуждении согласились с необходимостью создания условий для избежания дублирования страховыми фондами функций, связанных с формированием страховых средств, что в свою очередь, должно способствовать сокращению объема работы, связанной с постановкой на учет плательщиков страховых взносов, сбором средств, упрощению осуществления контроля за полнотой и своевременностью взимания взносов, уменьшению количества проверок плательщиков взносов по уплате взносов в целевые страховые фонды, сокращению административных расходов плательщиков взносов и т.д.
Одновременно, народные депутаты отметили, что осуществленная в Украине реформа социального страхования положила начало формированию фондов как самоуправляемых организаций, на которые возлагается ответственность за обеспечение государственных социальных гарантий на основе самостоятельного формирования финансов и административной системы. Вместе с тем, статьей 1 законопроекта предусмотрено, что именно Пенсионный фонд является органом, который ведет учет плательщиков единого социального взноса, обеспечивает сбор и ведение учета страховых средств, контролирует полноту и своевременность их уплаты, ведет Государственный реестр социального страхования и т.п.
Парламентарии обратили внимание на то, что сегодня Пенсионный фонд является государственным органом исполнительной власти. То есть, в случае, если с 1 января 2011 не будет осуществлено преобразование Пенсионного фонда в неприбыльную самоуправляемую организацию, как это определено пунктом 12 раздела XV "Заключительные положения" Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", то другие фонды социального страхования фактически будут подчинены как страховщики по вопросам учета страхователей и сбора страховых взносов Пенсионному Фонду. Такую оговорку члены Комитета обусловили тем, что в пункте 3 "Заключительных и переходных положений" законопроекта определена норма, которая на время этого преобразования дает право Пенсионному фонду и его соответствующим управлениям исполнять обязанности Пенсионного фонда по сбору и ведению учета единого социального взноса.
Члены Комитета выразили оговорки и замечания к ряду других положений законопроекта, нуждающихся в редакционной доработке с учетом требований нормопроектировочной техники.