Комитет по вопросам европейской интеграции признал не противоречит нормам европейского права, проект закона о финансировании здравоохранения и обязательном медицинском страховании в Украине.
Законопроектом ( рег. ? 4744) предлагается установить порядок привлечения дополнительных средств на финансирование здравоохранения вместе с его разграничением на основе внедрения двух организационно-финансовых программ. А именно:
- Государственного медицинского обеспечения за счет средств консолидированного бюджета, что должно обеспечить минимально гарантированный уровень медицинского обслуживания в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения для всех граждан на уровне жизнеобеспечения и обслуживания в полном объеме для отдельных их категорий;
- Обязательного социального медицинского страхования за счет обязательных страховых взносов, оплачиваемых работодателями - за наемных работников; органами местного самоуправления - за лиц, избравших особый порядок налогообложения и самозанятых лиц; Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания - за лиц, ставших инвалидами вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; работающими гражданами, - за лиц, находящихся на их иждивении.
Проектом также предусматривается определение основных принципов развития добровольного медицинского страхования и предоставления платных медицинских услуг как дополнительного источника финансирования здравоохранения, а также осуществление определенных организационных изменений в этой системе.
На заседании отмечалось, что законопроект, по предмету правового регулирования относится к сфере охраны здоровья и жизни людей, животных и растений, финансовых услуг и охраны труда, в Европейском Союзе регулируется Хартией основных прав Европейского Союза, Европейской социальной хартией от 3 мая 1996 года, Конвенцией о защите прав и достоинства человека в сфере применения биологии и медицины.
Члены Комитета подчеркнули, что положения статьи 5 раздела 1 законопроекта об обеспечении прав пациента на бесплатную и своевременную медицинскую помощь, медицинские услуги с соблюдением стандартов качества, личную неприкосновенность, информированное согласие или отказ от медицинского вмешательства, доступность к качественным медицинским услугам, медицинскую информацию и неразглашении информации о состоянии его здоровья и конфиденциальность его личной и семейной жизни не противоречат указанным международным актам. В частности, статье 13 Европейской социальной хартии о праве каждого малообеспеченного человека на социальную и медицинскую помощь; статье 35 раздела 4 Хартии о праве каждого человека на профилактическое лечение и надлежащее медицинское обслуживание на условиях, предусмотренных национальным законодательством и практикой.
Также положения законопроекта не противоречат статье 5 раздела 1 Конвенции о возможности осуществления медицинского вмешательства лишь после того, как заинтересованное лицо, будучи осведомленным, даст на это свое добровольное согласие. Такое лицо получает заранее надлежащую информацию о цели и характере вмешательства, его последствиях и риске, и может в любой момент отказаться от своего согласия.
Кроме того, законопроект не противоречит: статье 3 раздела 1 Конвенции о принятии сторонами, учитывая имеющиеся потребности и ресурсы, надлежащие меры для обеспечения в рамках их юрисдикции равного для всех членов общества доступа к медицинской помощи надлежащего качества; статье 10 раздела 3 Конвенции относительно права каждого лица на уважение его личной жизни, когда речь идет об информации относительно здоровья этого лица, и статье 7 раздела 2 Хартии о праве каждого человека на уважение и конфиденциальность относительно его личной и семейной жизни.
Комитет также отметил, что положения законопроекта в ЕС регулируются на уровне национального законодательства государств-членов.