Проект закона о мирных собраниях содержит несколько положений, которые не согласовываются с международными стандартами или достаточно дискуссионны.
Таков вывод Украинского хельсинского союза, обнародованный в четверг.
Так международным стандартам не отвечает то, что из сферы действия закона исключены несколько видов мирных собраний - сборы жителей, развлекательные мирные мероприятия, свадебные процессии, народные праздники и т.п..
"Особое беспокойство вызывает исключение из сферы действия этого закона религиозных обрядов и церемоний, что прямо противоречит статье 9 и 11 Европейской Конвенции о защите прав человека", - отмечается в документе.
Также в выводе отмечается, что проектом запрещено быть организатором мирного собрания лицам, на которых наложен административный арест, содержатся под стражей или находятся в местах лишения свободы по приговору суда.
"Такое ограничение необосновано. Не существует никакой опасности в том, что, например, политик, который задержан за административное правонарушение, организовывает мирное собрание. Это может стать инструментом давления на оппозиционные мирные собрания, когда их организаторов могут задерживать на несколько суток, чтобы сорвать мирное собрание", - подчеркивается в документе.
Проект закона также нечетко определяет, что мирные собрания могут проводиться лишь в местах, которые "пригодны для этого". Это положение можно по разному трактовать с целью ограничения мирных собраний.
Также достаточно противоречивым является право органов местного самоуправления определять перечень конкретных объектов, возле которых запрещено проведение мирных собраний, что также с большой вероятностью будет использовано для необоснованных ограничений.
Также союз рекомендует принять поправку депутата Тарана относительно уменьшения срока сообщения до 48 часов, чего вполне достаточно для подготовки большинства мирных собраний. А малочисленные мирные собрание вообще могло бы происходить без сообщения, если они не препятствуют движению транспорта.
Союз также предлагает ввести дифференцированный срок подачи сообщения в зависимости от ориентировочного количества участников мирного собрания.
Также союз подчеркивает, что согласно решениям КС и Европейского суда по правам человека неуведомление не может быть преградой для проведения мирных собраний.
"То есть, в законодательстве должно быть четко указано, что отсутствие сообщения не является основанием для остановки мирного собрания... тем не менее проект закона не содержит такого положения", - отмечается в документе.
"На практике милиция будет считать такое мирное собрание незаконным и соответственно будет его останавливать согласно нормам закона о милиции... Хотя, следует отметить, что проект закона не предоставляет права милиции вообще права останавливать мирное собрание, а предоставляет право лишь прекращать правонарушение, которые происходят во время мирного собрания", - отмечает Хельсинский союз.
Вместе с тем согласно этому закону невозможно запретить мирные собрания, направленные на призывы к разным формам дискриминации или пропаганда фашизма. Это не отвечает международным стандартам в сфере прав человека.