В результате судебных тяжб по поводу доменного имени google.ua администрирование домена верхнего уровня .UA может перейти в государственные руки.
Как известно, 3 февраля этого года Хозсуд Киева признал незаконным использование киевской фирмой «ГОУ ОГЛЕ» зарегистрированного торгового знака «Google» в доменном имени google.ua. Суд также обязал компанию «Хостмастер», являющуюся администратором домена .UA, и выступавшую в суде в качестве второго соответчика, отменить делегирование прав на использование указанного доменного имени.
Несмотря на сенсационность подобного судебного решения, оно было давно ожидаемым и прогнозируемым. Вопрос заключался только в том, кто первый из реальных владельцев известных торговых марок обратит внимание на тот беспредел в администрировании доменных имен верхнего уровня .UA, которым славится сегодняшняя Украина.
Чтобы глубже понять суть вопроса, стоит вспомнить события шестилетней давности, когда первое правительство Виктора Януковича в преддверии президентских выборов 2004 года обратило свое «благосклонное внимание» на украинский сегмент Интернета и пожелало поставить его под свой полный контроль, мотивируя это интересами государства. Самым простым решением для тогдашнего Кабмина показалось переделегирование прав администрирования домена .UA от ООО «Хостмастер» государству. В лице оного должен был выступить Департамент специальных телекоммуникационных систем и защиты информации (ДСТСЗИ) СБУ. Таким образом, по замыслу правительства, все украинские сайты, расположенные в зоне .UA, подпадали бы под контроль государства и могли быть отключены, если бы вздумали заняться антигосударственной деятельностью. А что оно такое – «антигосударственная деятельность», решали бы, видимо, государственные деятели.
В то время инициатива правительства с треском провалилась из-за того, что Интернет-сообщество Украины проявило организованность и солидарность в противодействии государственному проникновению в самую важную составляющую зоны .UA. Интернет-сообществу, взявшему под защиту ООО «Хостмастер», удалось не только внутри Украины, но и на международном уровне показать и доказать пагубность возможных последствий от инициатив Кабмина. Правительству пришлось отступить.
После были еще попытки властных структур зарегулировать развитие Интернета в Украине, но они также не увенчались успехом. До тех пор, пока премьер-министром во второй раз не стала Юлия Тимошенко, которая решила предпринять самые решительные шаги в деле «обуздания» Интернета (чего только стоит поручение СБУ разработать законопроект о регистрации Интернет-СМИ!) и постановки его под государственный контроль. И в этом деле, как ни прискорбно, она нашла невольного союзника в лице «Хостмастера».
То, что с администрированием домена .UA «Хостмастером» не все ладно, говорилось давно. И самым ярким подтверждением тому было установление правил делегирования доменных имен верхнего уровня adresa.UA. Согласно этому внутреннему документу ООО «Хостмастер»,
3.8. Делегирование приватного доменного имени второго уровня происходит исключительно при условии предоставления регистрантом посредством соответствующего регистратора администратору домена .UA таких документов:
3.8.1. для доменного имени, которое полностью, или его компонент второго уровня (до знака «.», но не включая этот знак), по написанию совпадает со Знаком, который охраняется на территории Украины согласно Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков - заверенной центральным органом исполнительной власти по вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности выписки из Официального бюллетеня Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, которая подтверждает факт международной регистрации Знака и факт его правовой охраны на территории Украины;
3.8.2. для доменного имени, которое полностью, или его компонент второго уровня (до знака «.», но не включая этот знак), по написанию совпадает со Знаком, на который центральным органом исполнительной власти по вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности выдано свидетельство Украины на знак для товаров и услуг - надлежащим образом заверенной копии такого свидетельства;
3.8.3. в случае если непосредственно регистрант приватного доменного имени второго уровня не является владельцем прав на использование Знака на территории Украины - нотариально заверенной копии договора о передаче владельцем Знака регистранту доменного имени прав на использование этого Знака на территории Украины, или лицензионного соглашения;
Вроде бы как абсолютно верные положения, направленные против «похитителей доменных имен», регистрирующим на свое имя веб-адреса верхнего уровня, содержащие названия известных брэндов. Что так досаждает известным торговым маркам.
Но не все оказалось так идеально. Несовершенством этих «Правил домена .UA» воспользовался, пожалуй, теперь самый известный в Украине киберсквоттер (похититель доменных имен) Олег Богатов.
Как свидетельствует База данных «Украинского института промышленной собственности» («Укрпатент»), за период 2005-2008 годов гражданин Богатов оформил на свое имя более 100 свидетельств о праве на интеллектуальную собственность, в том числе на такие торговые знаки: Google, Naftogaz, Starbucks, Ingok, Правда, Криворіжсталь, Леман, Про, Альфа, icq, FAQ, IPO, Метинвест, ДТЭК (ДТЕК), Смарт, Ukrnafta, Interfax, СКМ, ISD, Gorilka, PR, Banner, Обком и др.
После чего ООО «Хостмастер» с легкостью необычайной делегировал Олегу Богатову доменные имена верхнего уровня .UA в соответствии с предоставленными свидетельствами на торговые знаки. Так и появились в распоряжении оптового киберсквоттера доменные имена, совпадающие с известными промышленными и торговыми марками: Google.UA, Naftogaz.UA, Starbucks.UA, Leman.UA, Metinvest.UA, SKM.UA, Smart.UA, ISD.UA, Ukrnafta.UA. Здесь примечательно то, что, регистрируя торговые знаки на русском языке, Богатов легко получал Интернет-адреса, соответствующие английскому написанию известных брэндов.
Не оставил Богатов без внимания и популярные украинские СМИ, в результате чего в его распоряжении оказались такие доменные имена: Pravda.UA, Pro.UA, Obkom.UA, Interfax.UA.
Также ему отошли и имена icq.UA, IPO.UA, PR.UA и прочее.
А ведь всего этого можно было бы избежать, если бы «Хостмастер» придерживался заключения экспертизы «Национальной Юридической Лаборатории Интеллектуальной собственности», которое размещено на сайте самого «Хостмастера» . В нем в частности говорится, что на делегирование приватных доменных имен второго уровня .UA безусловно могут претендовать те, у кого есть «Право на використання на території Україні Знака, який охороняється без реєстрації на підставі міжнародних договорів, учасником яких є Україна». Именно на эту норму, предусмотренную Статьей 8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности от 20.03.1883 г., гласящей, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, есть ли оно частью товарного знака, сослался и Хозсуд Киева в своем решении о незаконности регистрации доменного имени Google.UA.
Понятно, что после успешного первого прецендентного суда (а вряд ли он будет иным), посыпятся и остальные. И трудно предположить, кто останется администрировать домен UA после бури в стакане мутной воды. Может, иное ООО, может группа бизнесменов. Может, тот же «Хостмастер», правда, с измененным составом учредителей.
Единственное, о чем можно судить с уверенностью, так это о том, что происходить изменения будут неожиданно и без лишней открытости. Особенно, если в борьбу за домен опять включится государство.
И не надо думать, что государство безучастно наблюдает за тем, что происходит с администрированием домена .UA. Вовсе не случайно, что на фоне последних событий в Верховной Раде зарегистрированы сразу два законопроекта «Про внесення змін до Закону України «Про телекомунікації» - ? 3460 и ? 3460-1 . Первый законопроект подал нардеп от БЮТ Олег Шевчук, а второй – вездесущий «нунсовец» Роман Зварич и бютовец Виталий Корж, владеющий Интернет-провайдером «Глобал Юкрейн», осуществляющем администрирование домена gov.ua.
Оба законопроекта содержат статьи, касающиеся администрирования домена .UA. Но если в первом варианте статью 83 «Упорядкування домену.UA» писали специалисты Интернет-Ассоциации Украины, исповедующие общественный контроль за доменом, то во втором законопроекте - статью 45 «Адміністрування адресного простору українського сегмента мережі Інтернет» писал нардеп Виталий Корж, яро выступающий за передачу государству контроля над доменом .UA.
На деле вариант Зварича-Коржа это выглядит так:
«Адміністрування адресного простору в українському сегменті мережі Інтернет у тому числі адміністрування домену .UA здійснюється некомерційною організацією, яка утворюється асоціаціями операторів/провайдерів телекомунікацій за участю уповноважених державних організацій, та котра визначається Кабінетом Міністрів України за поданням Державного комітету інформатизації України і НКРЗ з урахуванням міжнародної практики діяльності подібних організацій».
То есть, Кабмин будет определять, какая некоммерческая организация, созданная при участии «ассоциаций провайдеров» и «государственных организаций» (!!!) может администрировать домен .UA. И если состав участников организации не устроит Кабмин, то прав администрирования эта структура не получит.
Но и это еще не все. Чтобы уж навсегда закрепить за государством права на домен.UA, Зварич-Корж предлагают создать Координационный совет, в котором ведущую роль должны играть «заинтересованные органы исполнительной власти». И этот Координационный совет, по задумке, должен стать высшим органом для вышеназванного администратора – некоммерческой организации. А сами правила создания, распределения адресного простора, регистрации доменных имен и адресов должны утверждаться Госкоминформмом по согласованию с НКРС.
В случае принятия такого законопроекта, можно смело утверждать, что доменная зона .UA станет вотчиной не просто государства, а конкретно той политической силы, которая нынче находится у власти. И как показывает практика Китая и Беларуси, ни к чему хорошему привести не может.
В связи с этим стоит сравнить антиИнтернетовский законопроект Зварича-Коржа с положениями законопроекта Шевчука-ИнАУ.
Не берясь оценивать весь законопроект в целом, коснемся только интересующей нас части домена .UA. Надо сразу сказать, что ИнАУ совершенно сознательно идет на компромисс с государством, понимая, что его здравое участие способно дать положительный эффект. Но участие это должно быть конструктивным и направленным на отстаивание исключительно государственных интересов, а не чьих-либо политических амбиций.
Законопроект предусматривает создание треухровнего управления и администрирования доменом .UA. Главным и определяющим органом управления должна стать неприбыльная организация «Администратор домена .UA», который разрабатывает и внедряет требования к «Техническому администратору домена» (кстати, в проекте Зварича-Коржа вообще не упоминается, кто должен отвечать за техническую часть администрирования), следить за его деятельностью в части исполнения правил; устанавливать перечень требований к независимым регистраторам; разрабатывает и утверждает Положение о Специальной комиссии по досудебному урегулированию доменных споров; утверждает (очень важно!) исключительные списки доменных имен, которые не могут быть делегированы в специальных целях.
Уровнем ниже «Администратора домена» находится «Технический администратор», который должен соответствовать утвержденным требованиям и отбираться на конкурсной основе.
Высшим органом является Наблюдательный совет Администратора, членами которого должны стать постоянные представители заинтересованных органов исполнительной власти (НКРС, АМКУ и пр.), которых назначает и увольняет приказом соответствующее ведомство. В компетенции Наблюдательного совета находится контроль за адекватностью решений «Администратора» интересам государства. НС может даже наложить вето на действия «Администратора», но при условии, что будут представлены аргументированные обоснования. В противном случае вето Наблюдательного совета утрачивает силу.
Сравнивая два законопроекта и сегодняшнюю ситуацию, сложившуюся вокруг администрирования домена .UA, стоит задуматься над тем, по какому пути пойдет дальнейшее развитие украинского Интернета: или дискредитации украинской доменной зоны, или переход ее под полный контроль государства, или же общественно-государственный компромисс в интересах всех сторон.