Верховная Рада приняла в 1-м чтении внесенный Президентом Украины законопроект "О судоустройстве и статусе судей", который предполагает создание Высшего специализированного суда Украины для рассмотрения гражданских и уголовных дел, уменьшение количества судей Верховного Суда Украины, ограничение функций ВСУ, ликвидацию военных судов, обязательное назначение членами Высшего совета юстиции судей, избранных бессрочно.
В пояснительной записке к законопроекту предлагаемые изменения мотивируются совершенствованием системы судов общей юрисдикции.
"Законопроектом предусматривается создание Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, который наравне с Высшим административным судом Украины и Высшим хозяйственным судом будет функционировать как суд кассационной инстанции", - отмечается в пояснительной записке. У ВСУ, согласно законопроекту, остаются полномочия по пересмотру дел в связи с неодинаковым применением норм права и установлением международным судом нарушений со стороны суда Украины.
"Таким образом, обеспечивается единый подход по рассмотрению дел в кассационном порядке высшим специализированным судом и устраняется возможность двойной кассации", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Количество судей ВСУ предлагается сократить до 20 человек – по пять судей от каждой специализированной юрисдикции. В то же время законопроектом предусмотрена возможность судей ВСУ перейти на работу в Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел с сохранением социальных гарантий.
Кроме того, согласно проекту закона, все вопросы, связанные с избранием и увольнением судей, избранных досрочно, должны решаться в Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Высшем совете юстиции, а акты Верховной Рады будут отражать решения этих органов. "Законопроектом предусматривается обязательное назначение членами Высшего совета юстиции судей, избранных бессрочно", - подчеркивается в пояснительной записке.
Назначением судей на административные должности, согласно законопроекту, также будет заниматься Высший совет юстиции.
Что касается ответственности судей, то законопроект предусматривает оптимизировать процедуру привлечения судей к административной ответственности. Так, проект закона предусматривает право обращения с жалобой на поведение судьи, следствием которого может быть дисциплинарная ответственность тех, кому были известны эти факты. "Таким образом, создается возможность для каждого гражданина защитить себя от противоправных действий судей", - говорится в пояснительной записке.
Высшие квалификационные комиссии на местах предлагается ликвидировать, их полномочия передать Высшей квалифкомиссии для оптимизации работы.
Для обеспечения независимости судов в процессе их финансирования из Государственного бюджета руководство Государственной судебной администрации, как независимого органа, назначается и увольняется Советом судей Украины.
Для невозможности влияния главы суда на судей проектом предусматривается введение во всех судах общей юрисдикции автоматизированной системы документооборота, которая сейчас функционирует только в административных судах.
Законопроект также предусматривает усиление уголовной ответственности за невыполнение решения суда и усиливает административную ответственность за неуважение к суду.
Данный проект предлагает упрощенный порядок предоставления согласия на задержание или арест судьи, избранного бессрочно, – представление вносится генеральным прокурором, вопрос включается в повестку дня парламента без предварительного голосования, рассматривается без вывода комитетов на ближайшем пленарном заседании.
Должностной оклад судьи местного суда, согласно проекту закона, будет определен в размере 15 минимальных заработных плат, то есть, вместе с доплатами, может быть увеличен в 2,5 раза. Должностные оклады других судей планируется установить пропорционально должностному окладу судьи местного суда.
Проект закона предлагает также ряд мер, направленных на обеспечение добросовестности судей. Так, не позднее 1 апреля судьи должны подать в Государственную судебную администрацию для последующего обнародования декларацию об имущественном положении – как о доходах, так и расходах.
Предлагается, чтобы судья в обязательном порядке декларировал свои расходы, если разовые расходы превышают размер месячной зарплаты.
Проект закона предлагает внести изменения в процессуальные кодексы: сократить срок рассмотрения дел в апелляции и кассации, запретить апелляционным судам отправлять дела на новое рассмотрение, ввести в административном процессе практику повесток с вызовом в суд электронной почтой, факсом.
Нововведения, предусмотренные законопроектом, потребуют дополнительных расходов из Госбюджета.
Альтернативные законопроекты о судоустройстве и статусе судей, предложенные членом фракции БЮТ Юрием Прокопчуком и членом фракции НУ-НС Юрием Карамзиным не голосовались.