На 3 июня назначено рассмотрения во втором чтении законопроекта ? 5239 "Об основных принципах взаимодействия государства и частных партнеров". В предверии рассмотрения данного законопроекта Комитет ВРУ по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства провел "круглый стол".
Открывая заседание председатель Комитета Н.Королевська заметила, что "механизм государственно-частного партнерства позволяет привлекать в страну инвестиции и вместе с тем защищает государство от возможных рейдерских атак частных инвесторов". Народный депутат подчеркнула необходимость принятия закона о государственно-частном партнерстве, поскольку, по ее словам, такой механизм привлечения инвестиций в инфраструктурные объекты отработан в большинстве европейских стран, имеет колоссальный опыт применения в мире и хорошо себя зарекомендовал.
Разработанный группой народных депутатов соответствующий законопроект, заметила Н.Королевська, определяет правовые, экономические и организационные принципы взаимодействия государственных и частных партнеров, регулирует отношения, связанные с подготовкой, выполнением и прекращением договоров, которые составляются в рамках государственно-частного партнерства, устанавливает гарантии соблюдения прав и законных интересов сторон таких договоров.
Документом предусмотрено, что государственно-частное партнерство может применяться для регулирования отношений, которые возникают во время реализации проектов в таких сферах: поиск, разведка месторождений полезных ископаемых и их добыча; производство, транспортировка и снабжение теплом и распределение и снабжения природным газом; строительство и/или эксплуатация автострад, дорог, железных дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, мостов, дорожных эстакад, туннелей и метрополитенов, морских и речных портов и их инфраструктуры; машиностроение; сбор, очищение и распределение воды; здравоохранение; туризм, отдых, рекреация, культура и спорт; обеспечение функционирования оросительных и осушительных систем; обработку отходов; производство, распределение и поставка электрической энергии; управление недвижимостью.
Для реализации государственно-частного партнерства могут составляться договора о концессии, общей деятельности, распределение продукции, другие договора.
Проектом определенные объекты, которые могут быть предметом государственно-частного партнерства, условия проведения конкурса по определению частного партнера, условия составления договоров в рамках указанного партнерства, нормы относительно контроля за их выполнением и т.п.
По мнению участников обсуждения, государственно-частное партнерство должно стать идеологией для взаимодействия государства и бизнеса, должно рассматриваться не только как инвестиционный механизм, но и как эффективная модель управления экономикой, которая позволяет сократить и оптимизировать затраты бюджета и повысить качество выполнения и управления объектом инфраструктуры, и, соответственно, качество услуг гражданам, которые предоставляются со временем на этой базе.
Слияние мотиваций государственного и частного секторов, а также составление контрактов на конкурсной основе, считают выступающие, расширяют возможности для использования новаторских подходов к осуществлению государственных инфраструктурных проектов на основании государственно-частного партнерства.
На заседании также подчеркивалось, что согласно законопроекту государственно-частное партнерство базируется на таких основных принципах: равенство перед законом государственных и частных партнеров во время реализации проектов в рамках публично-частного партнерства; запрет любой дискриминации прав частных или государственных партнеров; приоритетность безопасности; согласование интересов государственных и частного партнеров с целью получения взаимной выгоды во время реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства; неизменность формы собственности объекта государственно-частного партнерства на протяжении всего срока реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства; внесение инвестиций; признание государственными и частными партнерами прав, обязательств и ответственности, предусмотренных законодательством Украины и определенных условиями договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства; справедливое распределение рисков, связанных с выполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства; обеспечение распределения прибыли между государственным и частным партнерами на условиях, определенных договором, заключенным в рамках публично-частного партнерства.
Законопроектом предполагается, что определение частного партнера для заключения договора (договоров) в рамках государственно-частного партнерства осуществляется исключительно на конкурсных началах.
По результатам обсуждения, участники "круглого стола" утвердили решение, в котором рекомендуют Верховной Раде ускорить рассмотрение и принятие проекта закона "Об основных принципах взаимодействия государства с частными партнерами". По мнению народных депутатов, Кабинет Министров должен обеспечить создание институционного центра развития государственно-частного партнерства в Украине как методологического и координационного центра.