Вчера Верховная Рада Украины приняла новую редакцию Закона Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Отметим, что проект направлен на реализацию положений Сорока рекомендаций Группы по разработке финансовых средств борьбы с отмыванием денег (FATF), принятых на Берлинском заседании Группы в июне 2003 года, Конвенции Совета Европы об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, и о финансировании терроризма, а также Директивы Европейского Парламента и Совета 2005/60/ЕС о предупреждении использования финансовой системы с целью отмывания денег и финансирования терроризма.
Новая редакция закона существенно расширила терминологическую базу в сравнении со старой версией Закона, а также расширила сферу применения самого закона, добавив часть о «финансировании терроризма».
Изменена сумма финансовых операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу при наступлении ряда условий. Теперь это 150 000 грн. (13 000 грн. для игрального бизнеса).
В сравнении с предыдущей редакцией закона существенно расширен круг лиц, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга (СПФМ). Он дополнен следующими категориями: нотариусы, адвокаты, субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют юридические услуги, торговцы недвижимостью (риелторы), операторы почтовой связи (в части осуществления ими перевода денег), торговцы драгоценными металлами и драгоценными камнями, аудиторы, аудиторские фирмы, юридические лица, проводящие любые лотереи, субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, и некоторые другие представители нефинансовых профессий, в случае, если они берут участие в подготовке или осуществлении:
- купли-продажи недвижимости;
- управления активами клиента;
- управления банковским счетом или счетом в ценных бумагах;
- привлечения средств для создания юридических лиц, обеспечения их деятельности и управления ими;
- создания юридических лиц, обеспечения их деятельности или управления ими, а также купли-продажи юридических лиц (ст. 8).
В ст. 9 изложен целый перечень обязанностей, которые возлагаются на СПФМ.
Несмотря на то, что ст. 7 новой редакции Закона оставляет право за адвокатами, лицами, предоставляющими юридические услуги и услуги по бухгалтерскому учету оставлено право не сообщать в Специально уполномоченный орган (СУО) о своих подозрениях в отношении финансовых операций, в случае, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом их адвокатской или профессиональной тайны, когда они выполняют свои обязанности по защите клиента, представлении его интересов в судебных органах и в делах по досудебному регулированию споров, тем не менее, вышеперечисленные лица, согласно ст. 6 обязаны предоставлять в ответ на запрос СУО дополнительную информацию, копии первичных документов, на основании которых были осуществлены финансовые операции, сведения об участниках операций, а также другую информацию, включая ту, которая является банковской, коммерческой, страховой тайной.
Любопытно, что в ст. 12 новой редакции Закона снята ответственность с СПФМ в части разглашения профессиональной тайны. Так предоставление информации СПФМ Специально уполномоченному органу в установленном порядке не является нарушением профессиональной тайны, тайны страхования, банковской или коммерческой тайны. Соответственно, СПФМ и его сотрудники не несут дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за предоставление информации СУО, даже в случаях, если эти действия принесли вред клиентам.
Новеллой новой редакции Закона является право СПФМ приостанавливать обоснованно подозрительные (в плане "отмывания" средств) операции и обязанность приостанавливать операции, участниками которых являются лица, включенные в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или лиц, к которым применены международные санкции. О таких операциях немедленно следует сообщать в СУО. Операции можно приостановить на срок до 5 рабочих дней и в случае подтверждения подозрений СУО, он готовит обобщенные материалы, которые передаются в правоохранительные органы, что ведет к продлению остановки операции еще на 7 рабочих дней.
В случае, если признаки отмывания доходов преступным путем или финансирования терроризма не подтвердятся, СУО обязан немедленно отменить свое решение о приостановлении операции и сообщить об этом СПФМ. Однако в любом случае СПФМ и его должностные лица не несут гражданско-правовой ответственности за нарушение условий соответствующих операций.
В связи с расширением круга лиц, являющихся СПФМ, расширяется и перечень субъектов государственного финансового мониторинга, которые осуществляют функции регулирования и надзора. Это министерства юстиции, финансов, транспорта, связи и экономики.
Согласно новой редакции Закона, активы, конфискованные в результате легализации доходов или финансирования терроризма, зачисляются в Госбюджет.
Новая редакция Закона вступает в силу через 90 дней с момента его опубликования и несет целый ряд изменений в другие нормативные документы.
Согласно мнению авторов вступление в силу данного закона будет способствовать усовершенствованию нормативно-правового обеспечения национальной системы борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, а также позволит обеспечить выполнение рекомендаций FATF. В то же время, ряд вопросов, касающихся соблюдения адвокатской и коммерческой тайны, может вызвать , дискуссии в среде отечественных юристов.