Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Признание совершение лицом именно спровоцированного преступления будет смягчающим обстоятельством.
Так, 15 июля 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №4999 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления ответственности за провокацию преступления».
Инициатором законопроекта выступил народный депутат Юрий Бублик.
Что несет понятие «провокации» сегодня
В украинском законодательстве понятие провокации появилось только в советский период (законодателя интересовал исключительно один аспект — провокация взятки). Действующее национальное уголовное законодательство также не содержит правовых норм, которые бы позволили решить эту проблему в полном объеме.
Уголовный кодекс Украины устанавливает уголовную ответственность только за провокацию подкупа (ст. 370 УК Украины). Но провокационная деятельность возможна по практически любому умышленному преступлению провокации подкупа, незаконного оборота оружия и наркотических средств, психотропных веществ, совершения угонов, изнасилований, налоговых преступлений и т.д.
«Поэтому я считаю, что заслуживают внимания позиции ученых о включении в уголовный закон общей нормы «провокация преступления», — говорит народный депутат Юрий Бублик.
Единственное законодательное определение провокации содержится в ст. 370 УК Украины. Согласно ч. 1 ст. 370 УК Украины, провокация подкупа — это сознательное создание должностным лицом обстоятельств и условий, которые обусловливают предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды или принятия предложения, обещания или получения такой выгоды, чтобы потом разоблачить того, кто предлагал, обещал, предоставил неправомерную выгоду или принял предложение, обещание или получил такую выгоду.
Отечественное законодательство о провокации
В отечественном законодательстве лицо, совершившее провокационные действия, подлежит уголовной ответственности только за совершение в составе организованной группы или преступной организации особо тяжкого преступления, совершенного умышленно и связанного с насилием над потерпевшим, или тяжкого преступления, совершенного умышленно и связанного с причинением тяжкого телесного повреждения потерпевшему или наступлением иных тяжких или особо тяжких последствий.
Провокацию преступления следует отличать от провоцирующего поведения, которое в криминологическом аспекте рассматривается как обстоятельство, которое порождает причины и условия совершения преступления.
Провокацию преступления следует отличать и от подстрекательства к преступлению. Отметим, что юридическая характеристика подстрекателя следует из содержания ч. 4 ст. 27 УК Украины: «Подстрекателем является лицо, которое уговорам, подкупом, угрозой, принуждением или иным образом склонило соучастника к совершению преступления».
Как говорится в пояснительной записке законопроекта, различия заключаются в следующем:
Также отличительной чертой провокации является осуществление определенных активных действий в ситуации, когда не было достаточных оснований полагать, что преступление было бы совершено без провокационных действий.
«В соответствии с указанным, считаю целесообразным внести предложения по совершенствованию действующего законодательства, направленного на противодействие провокациям преступлений путем внесения изменений в Уголовный кодекс Украины», — подчеркивает народный депутат.
Ответственность за провокацию преступления
Задачей проекта Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления ответственности за провокацию преступления» является внесение изменений в Уголовный кодекс Украины, которые бы предусматривали определение провокационного преступления, установление ответственности за провокацию преступления и обстоятельств, которые исключают ответственность и смягчают наказание за провокацию преступления.
Основными положениями законопроекта сформулированы предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства Украины, а именно предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Украины:
Так, если предотвращение совершения преступления спровоцировано лицом или сообщение органам власти о таком преступлении осуществляется с провокационной целью разоблачения лица или причиненим ей вреда, соответствующие действие нельзя признавать формами добровольного отказа провокатора.
Однако, если указанные действия совершаются провокатором после того, как его цель изменилась, и он делает это не с целью разоблачения или причинения вреда спровоцированном, а чтобы прекратить доведения преступления до конца, то в этом случае есть основания говорить о добровольном отказе. Поэтому, предлагается дополнить ст. 31 УК Украины «Добровольный отказ соучастников» ч. 4, которую изложить в следующей редакции: «Не признается добровольным отказом организатора или подстрекателя предотвращения совершения преступления или своевременное сообщение ними соответствующих органов государственной власти о готовящемся преступлении или совершается, если таким образом указанные лица пытались достичь провокационной цели разоблачения другого соучастника или причинение ему материального или морального вреда».
Каких изменений ждать
Внесение предлагаемых изменений в Уголовный кодекс Украины обеспечит установление в законодательстве ответственности за совершенные преступления, которые также могут быть спровоцированы, что осталось за пределами уголовно-правового регулирования, в частности, определены:
Также наличие такой нормы в уголовном законодательстве будет выполнять превентивную функцию и охранную функцию уголовного закона, которая найдет свое выражение и в запрете совершения преступного деяния, и угрозе наказания, а также и тем, кто может спровоцировать совершение такого деяния, а не только в применении наказания к лицу, совершившего преступление.
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.