Чем дальше в лес, тем сложнее процедура ?

08:38, 25 января 2011
После ознакомления с текстом Административно-процедурного кодекса (далее - Кодекс), проект которого...
Чем дальше в лес, тем сложнее процедура ?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

После ознакомления с текстом Административно-процедурного кодекса (далее - Кодекс), проект которого размещен на официальном сайте Министерства юстиции Украины, становится понятно одно, с его принятием бюрократия в нашей стране гарантировано одержит безоговорочную победу над здравым смыслом и надеждой граждан найти в лице государственных органов защиту и опору!

Что же предлагает законопроект такого революционного, что может удивить нашего, видавшего виды, соотечественника?

Сущую малость - распространение уже ставшей «притчей во языцех»  судебной тяжбы и на процесс рассмотрения обращений граждан в государственных органах всех мастей и уровней.

Внешне все выглядит достаточно законно и логично. Один только список принципов административной процедуры насчитывает пятнадцать позиций! Тут тебе и «законность», и «обоснованность» и такая экзотика как «презумпция правомерности действий и требований гражданина». 

Однако, приглядевшись поподробнее, увидим, что Кодекс обяжет чиновников при рассмотрении обращений и жалоб граждан придерживаться в крайней степени форматизированной процедуры – полного аналога судебного производства. 

Если на данный момент для того, что б поставить вопрос о нарушении своего права перед государственным органом, достаточно письменного заявления подписанного заявителем. Получив это заявление, чиновник обязан отреагировать в соответствии с должностной инструкцией и предоставленными полномочиями, в т.ч. провести проверку, собрать необходимые документы, принять законное и обоснованное решение по сути поднятого вопроса. То в Кодексе, процедура обращения существенно усложнена.

Так, заявление должно отвечать требованию Кодекса по форме и содержанию, а так же  к нему должны быть приложены документы необходимые для его рассмотрения (где ж обещанная «презумпция правомерности действий и требований гражданина» ?).

Если заявление таким требованиям не отвечает, его оставят без движения до момента устранения недостатков (возврата заявления Кодексом не предусмотрено, так что будет лежать там вечно).

Если все-таки подать заявление (жалобу) удастся, то начнется самое интересное – будет открыто производство в административном ДЕЛЕ !

Тут уже все фигуранты как в настоящем судебном процессе, и свидетели, и эксперты, и специалисты, и переводчики,… и даже слушания по сути с оценкой собранных в деле доказательств!

Все б ничего, да только сейчас и без всего этого ответа на обращение гражданину, зачастую, приходится ждать по 2-3 месяца. С введением же административного производства (с делами, слушаниями, свидетелями и т.д.), в отведенные 45 дней уж точно никто не уложится.

Вот и получаем, вместо прозрачной процедуры решения проблем гражданина (задекларированной разработчиками законопроекта) – ненужный и запутанный бюрократический процесс.

И ладно, если б все это в конечном итоге привело к торжеству справедливости, но надежды на это мало, поскольку судьями в новом административном производстве останутся старые коррумпированные чиновники. А тут уж, как в басне И. Крылова «Квартет», …«как ни садитесь,
всё в музыканты не годитесь» …

Вот и получится, что вступление в силу этого законопроекта приведет только к увеличению сроков рассмотрения обращений и жалоб граждан да к увеличению числа госаппарата (надо же кому-то дела административные шить и по полкам их перекладывать) … 

Что касается сопутствующего Кодексу проекта Закона «Об административных услугах», то, на мой взгляд, он так же необходим государству как и соответствующий Кодекс. То есть не нужен вообще.

Кроме пустых и несодержательных деклараций, законопроект содержит только отсылочные нормы и, как результат, не будет применяться как норма прямого действия, что нивелирует его значение как нормативно-правового акта.

Подводя итог, хочется еще раз заметить, что правовая реформа                      (и реформа административного законодательства в частности) должна идти не путем увеличения числа законов, а путем ужесточения контроля за соблюдением тех законов, которые уже действуют.

Обилие же законов и указов на одну и ту же тему говорит только о том, что эти законы никем не выполняются.

 

 

Андрей Тарасов

Управляющий партнер

Юридической компании «Тарасов и партнеры»

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики