Сергей Чванкин,
председатель Киевского районного суда города Одессы,
председатель ОО «Ассоциация следственных судей Украины»
В связи с принятием Верховной Радой Украины Закона Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» от 7 декабря 2017 №2229-VIII усилились гарантии защиты пострадавших от неправомерных действий обидчиков. Как указывалось авторами законопроекта, главной целью этого закона является внедрение комплексного подхода к борьбе с этим явлением, существенное дополнение существующих инструментов такой борьбы, введение новых определений терминов и других норм, направленных на улучшение защиты пострадавших от домашнего насилия.
Домашнее насилие — это действия или бездействия, совершаемые не только в семье, но и между родственниками, бывшими супругами или между другими лицами, которые совместно проживали одной семьей, но не состояли в браке. Проявления насилия могут быть различными:
К специальным мероприятиям по противодействию домашнему насилию Закон относит:
1) срочное запрещающее предписание относительно обидчика;
2) ограничительное предписание относительно обидчика;
3) постановка на профилактический учет обидчика и проведение с ним профилактической работы;
4) направление обидчика на прохождение программы для обидчиков.
Сегодня мы рассмотрим применение ограничительного предписания относительно обидчика как средства, наиболее тесно связанного с судебной деятельностью.
Так, лицо, которое страдает от домашнего насилия (его родители, опекун или попечитель) может обратиться в суд с заявлением о выдаче ограничительного предписания относительно обидчика.
Поскольку данная категория дел рассматривается в порядке особого производства, к заявлению предъявляются следующие минимальные требования относительно формы и содержания:
1) наименование суда, в который подается заявление — подается в суд по месту жительства или пребывания пострадавшего лица, пострадавшего от домашнего насилия, или по местонахождению учреждения общих или специализированных служб поддержки пострадавших;
2) фамилия, имя и отчество заявителя и заинтересованного лица;
3) место жительства или пребывания заявителя и заинтересованного лица, почтовый индекс, известные номера средств связи и адреса электронной почты,
4) если заявление подается родителями и другими законными представителями ребенка, родственниками ребенка или органом опеки и попечительства в интересах ребенка или недееспособного лица, отмечается также фамилия, имя и отчество таких лиц, их места жительства или пребывания, почтовый индекс, известные номера средств связи и адреса электронной почты, а также фамилию, имя и отчество ребенка или недееспособного лица, в интересах которого подается заявление, место его жительства или пребывания, почтовый индекс, известные номера средств связи и адреса электронной почты, если таковые известны;
5) обстоятельства, свидетельствующие о необходимости выдачи судом ограничительного предписания и подтверждающие доказательства (в случае невозможности предоставить доказательства, можно подать ходатайство об их истребовании).
В соответствии с Законом Украины «О судебном сборе», с подачи таких заявлений судебный сбор заявителем не уплачивается, а все расходы, связанные с рассмотрением дела, относятся на счет государства, поэтому добавлять квитанцию об уплате судебного сбора не требуется.
Дело о выдаче ограничительного предписания рассматривается судом не позднее 72 часов после поступления заявления с участием заявителя и заинтересованных лиц (ими могут быть обидчик, другие физические лица, прав и интересов которых касается заявление о выдаче ограничительного предписания, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их компетенции). В то же время их неявка не препятствует рассмотрению дела, а если участие жертвы насилия будет представлять угрозу дальнейшей дискриминации или насилия в отношении нее, дело может рассматриваться и без заявителя.
Суд по результатам рассмотрения дела может принять решение об отказе в удовлетворении заявления или о его удовлетворении, выдав ограничительное предписание в виде одного или нескольких мероприятий временного ограничения прав обидчика сроком от одного до шести месяцев. Наиболее эффективную меру ограничения должен выбрать сам заявитель и указать её в просительной части поданного заявления, ведь суд самостоятельно не может по своему усмотрению изменять требование заявителя.
Законом предусмотрены следующие ограничительные мероприятия:
1) запрет находиться в месте совместного проживания (пребывания) с пострадавшим лицом;
2) устранение препятствий в пользовании общим имуществом;
3) ограничение общения с пострадавшим ребенком;
4) запрет приближаться на определенное расстояние к месту жительства (пребывания), учебы, работы, других мест частого посещения пострадавшим лицом;
5) запрет лично и через третьих лиц разыскивать пострадавшее лицо, если оно по собственному желанию находится в месте, неизвестном обидчику, преследовать его и любым способом общаться с ним;
6) запрет вести переписку, телефонные переговоры с пострадавшим лицом или контактировать с ним через другие средства связи лично и через третьих лиц.
Поскольку законодательные изменения вступили в силу 7 января 2018 года и уже применяются судами, можно говорить о наличии определенной правоприменительной практики.
Прежде всего следует отметить, что именно заявитель должен доказывать факт совершения в отношении него домашнего насилия. Это может быть подтверждено выпиской из Единого реестра досудебных расследований (например, если предварительная правовая квалификация обидчика будет осуществлена по ч. 1 ст. 125 УК Украины — умышленное легкое телесное повреждение), показаниями свидетелей, истребованным из управления полиции видео с нагрудной камеры полицейских, которые приезжали по вызову.
Если судом будет установлено несоответствие заявленного ограничительного предписания конкретным обстоятельствам дела, или же заявитель не докажет факты, на которые ссылается, суд будет вынужден отказать в удовлетворении такого заявления. Примером может быть ситуация, в которой возникает спор по устранению препятствий в общении с ребенком, в свою очередь основанием для применения ограничительного предписания.
Остался неурегулированным на законодательном уровне вопрос досрочной отмены ограничительного предписания лицом, в отношении которого оно вынесено: речь идет не об обжаловании в суде апелляционной инстанции в пределах предусмотренного тридцатидневного срока, а о досрочной отмене ограничительных мероприятий, когда срок на апелляционное обжалование истек, а решение о применении таких мероприятий уже выполняется. Возможным вариантом его отмены будет пересмотр судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам (например, основания признания лица невиновным в совершении преступления или административного правонарушения, были основанием для принятия ограничительных мер в отношении этого лица).
Блог отражает исключительно точку зрения автора. Текст блога не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь.
Мнение редакции «Судебно-юридической газеты» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственность за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.