Конституционный суд РФ сегодня признал нормы законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и "О муниципальных выборах в Челябинской области", допускающие применение пропорциональной избирательной системы на выборах представительных органов малочисленных сельских поселений с малым числом депутатов, не соответствующими Основному закону. Иными словами, неконституционной признана монополия политических партий, которая образуется при использовании пропорциональной системы на уровне сел.
Дело было инициировано по жалобе двух бывших депутатов представительного органа Хомутининского сельского поселения (Челябинская область) Юрия Гурмана и Ивана Болтушенко, которые после решения Совета депутатов, сменившего мажоритарную систему на пропорциональную, не смогли переизбираться, потому что желания идти по партийным спискам, а значит ассоциироваться с той или иной идеологией, у них не было.
"По логике законодателя, мы должны обратиться в какую-либо партию, где нам может быть отказано, — рассуждал на заседании Гурман. — Стало быть, наше право избирать и быть избранными зависит от партийных органов“. В Конституции вообще отсутствует такой субъект власти как политическая партия, подчеркнул заявитель.
Сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека Николай Васильев, выступавший на стороне авторов жалобы, подчеркнул, что признаком местного самоуправления считается самостоятельность в принятии решений, а при пропорциональной системе единственными участниками политического процесса становятся партии, действующие, по закону, на федеральном уровне. „Формирование коллегиальных органов местного самоуправления (МСУ) исключительно на основании волеизъявления субъектов федерального уровня посягает на саму суть МСУ и делает само право на МСУ иллюзорным“, — заключил Васильев.
Заявители, пытаясь отстоять свои права, могут требовать ограничения чужих, предположил Михаил Кротов, выступающий от имени Президента РФ. „В чем заявители видят ограничения их прав? В том, что, в соответствии с оспариваемыми нормами муниципальным образованиям предоставляется полная свобода выбирать без каких-либо ограничений ту или иную избирательную систему?, — читал он подготовленную заранее речь. — Таким образом, заявители требуют ограничить право муниципальных образований в своем уставе решать вопрос о выборе конкретной избирательной системы“. Кротова поддержала представительница ЦИК Челябинской области Елена Шубина: „Жалоба сводится к тому, что заявители считают, что была выбрана не та система, которой придерживаются авторы жалобы. Это их личное мнение“.
В постановлении Конституционного Суда, озвученном сегодня Валерием Зорькиным, говорится, что правовое регулирование, при котором законодателем установлены виды избирательных систем на местных выборах, а оптимальную выбирает местное самоуправление, не противоречит Конституции. Однако при применении пропорциональной системы на местном уровне политические партии становятся единственными участниками избирательного процесса. Беспартийные граждане могут идти по партийным спискам, но для самих партий принимать кандидатов не является обязанностью. Поэтому при применении пропорциональной системы возникает противоречие между пассивным избирательным правом гражданина и соответствующими правами партии.
Суд подчеркивает, что при незначительном числе депутатов в муниципальных образованиях с малочисленным населением выборы по пропорциональной системе могут исказить волеизъявление избирателей, а значит — поставить под сомнение легитимность выборного органа.
Таким образом, положения ч.3 ст. 23 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" и ч.2 и 3 ст.9 закона Челябинской области "О муниципальных выборах…", которые допускают применение пропорциональной избирательной системы на выборах представительных органов малочисленных сельских поселений с малым числом депутатов, не соответствуют Конституции, признает суд.
Кроме того, КС обязывает федерального законодателя в течение шести месяцев установить критерии допустимости использования пропорциональной системы на выборах в представительные органы поселений, обязательные для учета в законодательстве субъектов.