Государственный и местные бюджеты в Украине зачастую принимаются в экстренном режиме и потому ожидать эффективного расходования средств по-прежнему не приходится.
Так, согласно последним выводам коллегии Счетной палаты по результатам соответствующего аудита, в частности, местные органы власти Винницкой, Житомирской и Кировоградской областей не обеспечили в полном объеме в 2011 году эффективного управления средствами дополнительной дотации, выделенной из государственного бюджета на повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы указанных регионов.
Это привело к направлению бюджетных назначений по оплате труда, сформированных с его учетом, на финансирование других расходов бюджетных учреждений и их неиспользования на конец года на общую сумму 30,5 млн. грн. (21 проц. от общего объема - 148 млн. гривен).
Бюджеты 343 сельских и поселковых советов Винницкой, Житомирской и Кировоградской областей (20 проц. от их общего количества) вообще не получили 1,4 млн. грн. дополнительной дотации на повышение уровня оплаты труда. Причина - ненадлежащее исполнение рядом госадминистраций и исполкомов местных советов областного и районного уровня функции бюджетного выравнивания, которая заключается в предоставлении бюджетам низшего уровня трансфертов, если объемов этих бюджетов недостаточно для дополнительных расходов.
Аудитом установлено, что местные чиновники, пользуясь несовершенством механизма финансирования таких дополнительных расходов, перераспределяли бюджетные назначения по оплате труда, сформированные с учетом дополнительной дотации, на финансирование других мероприятий, не связанных с оплатой труда и не обеспеченных собственными ресурсами. Всего таким образом перераспределены 26,9 млн. гривен. Кроме того, вследствие необоснованного распределения дополнительной дотации на конец 2011 года не использовано 4,3 млн. гривен.
Из-за необеспеченности местных бюджетов достаточными ресурсами на выплату заработной платы местные органы власти были вынуждены изыскивать другие источники финансирования указанных расходов, привлекать займы, принимать жесткие меры для сбережения средств, в частности путем предоставления работникам бюджетных учреждений вынужденных отпусков без сохранения заработной платы.
Коллегия Счетной палаты констатировала, что выявленные аудитом факты препятствовали деятельности отдельных бюджетных учреждений, особенно тех, которые финансируются из сельских и поселковых бюджетов, создавали условия для снижения качества услуг, предоставляемых этими учреждениями гражданам.
Между тем проблему эффективности расходования денег на местном уровне предлагается попробовать решить законодательно - в Верховную Раду 27 июля 2012 г. был подан законопроект № 11039 «О внесении изменений в Заключительные и переходные положения Бюджетного кодекса Украины относительно определения общего объема средств, которые берутся в расчет трансфертов в местные бюджеты».
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, для реального обеспечения принципов самостоятельности в составлении и использовании бюджетов всех уровней необходимо, чтобы местные бюджеты имели четкие, определенные законом, макропараметры расходов, идущих на финансирование делегированных государством полномочий, что упорядочит межбюджетные взаимоотношения между государством и местным самоуправлением и заложит финансовые основы самостоятельности местных бюджетов.
Документ предлагает определять общий объем расходов, учитываемых при расчете трансфертов местным бюджетам по специальной формуле. Общий объем расходов, учитываемых при расчете трансфертов предлагают вычислять на основе таких показателей как: фонд оплаты труда по стране, соотношение средней заработной платы работников финансируемых из местных бюджетов, к средней заработной плате в целом по стране, доля работников, которые финансируются из местных бюджетов, в общей численности работающих по Украине, доля заработной платы в расходах местных бюджетов.
Проектом предлагается рассчитывать общий объем расходов местных бюджетов таким образом, чтобы доля заработной платы в нем составляла на уровне 50%, при этом необходимо удерживать средний уровень заработной платы работников, финансируемых из местных бюджетов на уровне среднего уровня по Украине.
Изменения, которые предлагается внести законопроектом, носят временный характер, до введения методологии расчета расходов местных бюджетов на основе государственных социальных стандартов и нормативов.
В пояснительной записке к законопроекту прогнозируется, что с его принятием расчеты местных бюджетов при подготовке проекта государственного бюджета будут более предсказуемы, что уменьшит основания для политических манипуляций. В то же время закладываются основы для долгосрочного планирования государственного и местных бюджетов и таким образом более эффективного расходования средств.
В Украине местные бюджеты сильно зависят от межбюджетных трансфертов. Последние годы в госбюджете закладывается значительный дефицит ресурсов местных бюджетов на выполнение делегированных государством полномочий, о чем свидетельствует принятие изменений в государственный бюджет в части выделения дополнительных дотаций в ноябре-декабре, когда средств местных бюджетов не хватает даже на выплату заработной платы. Для того, чтобы удержать социальную сферу органы местного самоуправления при принятии местных бюджетов пытаются компенсировать дефицит за счет собственных доходов, отвлекая средства из финансирования местных программ ЖКХ, благоустройства и т.п. Однако даже эти меры не позволяют полностью компенсировать этот дефицит.
Как следствие существование такой ситуации в первую очередь обусловливает возникновение дисбаланса в самих местных бюджетах, а именно возникает дефицит бюджетных средств, во-вторых, не решаются важные жизненные проблемы людей, происходит упадок всего местного хозяйства.
Методологии определения общего объема средств, выделяемых для финансирования делегированных государством полномочий нет. Между тем Бюджетный кодекс предусматривает, что финансовые нормативы бюджетной обеспеченности должны основываться на социальных стандартах предоставления услуг. Сейчас такие стандарты не разработаны и, вероятно, к проведению административно-территориальной реформы и не будут разработаны, поскольку органы местного самоуправления неоднородны и единые стандарты не могут быть для них применены.
Нерешение вопроса формирования четкой методологии определения общего объема, выделяемого для финансирования социальных программ из местных бюджетов создает иждивенческие настроения у органов самоуправления и уменьшает мотивацию к эффективному администрированию доходов и расходования средств.