В Украине начал распространяться новый вид мошенничества, когда аферисты под прикрытием общественных организаций по защите прав потребителя устраивают предпринимателям различные проверки и требуют штрафы.
Скан документа (см. ниже), с которым мошенники совершают такие рейды, выложила на своей странице в Facebook экс-глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель.
В частности, в одном из магазинов она застала людей, назвавшихся представителями общественной организации по защите прав потребителей, и проводящих проверку.
Когда у проверяющих попросили предоставить администрации магазина направление, подтверждающее законность проверки и их служебные удостоверения, они заявили, что «нам направление не нужно, мы – общественная организация и проверку осуществляем на основании п.25 Закона о защите прав потребителей!».
«Излишне говорить, что ст.25 не содержит даже намека на то, что присутствие этих псевдопроверяющих в магазине имеет под собой хоть какое-то законное основание», - отмечает Кужель.
При этом, по ее словам, работники магазина уже были готовы выполнять все требования мошенников, в том числе платить штрафы.
Напомним, общественные организации потребителей (объединения потребителей) не имеют право штрафовать предпринимателей.
Согласно ст. 25 Закона о защите прав потребителей объединения потребителей имеют право:
1) изучать потребительские свойства продукции, спрос на нее, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых и реализуемых товаров и ценах на них;
2) проводить самостоятельно или обращаться в уполномоченные государственные органы по проведению экспертизы и испытания продукции;
3) получать от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, необходимую для реализации своих целей и задач;
4) содействовать соответствующим государственным органам в осуществлении контроля за качеством продукции и обслуживания;
5) оказывать юридическую и консультационную помощь потребителям в соответствии с законодательством;
6) вносить предложения по разработке нормативных документов, устанавливающих требования к качеству продукции;
7) представлять и защищать интересы потребителей в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления согласно законодательству;
8) вносить органам исполнительной власти и хозяйствующим субъектам предложения о мерах по повышению качества продукции, о временном приостановлении выпуска и реализации продукции, не соответствующей установленным требованиям по качеству, о прекращении производства, изъятии из реализации продукции, представляющих опасность для жизни, здоровья и имущества граждан или наносящих ущерб окружающей среде, фальсифицированную и дефектную продукцию, а также о корректировке цен, установленных с нарушением законодательства;
9) обращаться с иском в суд о признании действий продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции), исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.
При удовлетворении такого иска суд обязывает нарушителя довести решение суда в установленный им срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
Решение суда, вступившее в законную силу, о признании действий продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции), исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о гражданско-правовых последствий их действий по вопросам, имели ли место эти действия и были ли осуществлены они этими лицами;
10) в соответствии с законодательством защищать в суде права потребителей, не являющихся членами общественных организаций потребителей (объединений потребителей);
11) обращаться в правоохранительные органы и органы исполнительной власти о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации продукции ненадлежащего качества;
12) информировать общественность о правах потребителей;
13) содействовать развитию международного сотрудничества в сфере защиты прав и интересов потребителей.