Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы напомнило, что 19 июля 2022 вступил в силу Закон Украины от 1 июля 2022 № 2352 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оптимизации трудовых отношений» (далее – Закон № 2352), предусматривающий изменения в ряд законодательных актов по вопросам труда, среди которых Закон Украины от 15 марта 2022 № 2136-ІХ «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (далее – Закон № 2136). Об этом говорится в пресс-службе НАГС.
«В связи с этим возникла необходимость актуализировать ответы на вопросы, касающиеся действия отдельных положений настоящего Закона, опубликованныt на официальном вебсайте НАГС 31 марта 2022 года. Их можно найти по ссылке.
После вступления в действие упомянутых изменений действие Закона № 2136 в полном объеме распространяется на государственных служащих всех государственных органов (включая тех, деятельность которых регулируется особыми законами) и должностных лиц местного самоуправления. Итак, публикуем актуализированные ответы на вопросы, которые поступили в НАГС раньше и продолжают поступать», — отметили в НАГС.
Применяются ли положения статьи 3 Закона № 2136 (об особенностях перевода на другую работу и изменения существенных условий труда в условиях военного положения) к государственным служащим?
Частью третьей статьи 1 Закона № 2136 предусмотрено, что в период действия военного положения не применяются нормы законодательства о труде, законов Украины "О государственной службе", "О службе в органах местного самоуправления", других законодательных актов, регулирующих деятельность государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления» в части отношений, урегулированных настоящим Законом.
Таким образом, часть первая статьи 3 Закона №2136 является общей и распространяется на все категории работников, включая государственных служащих.
Часть вторая этой статьи на государственных служащих не распространяется, поскольку вопрос изменения существенных условий государственной службы полностью урегулирован Законом Украины "О государственной службе", а не Кодексом законов о труде Украины, к которому отсылает часть вторая указанной статьи.
Может ли государственный служащий уволиться по собственному желанию в срок, указанный в заявлении, в связи с ведением боевых действий в районах, в которых расположен государственный орган?
Согласно статье 4 Закона № 2136, в связи с ведением боевых действий в районах, в которых расположено предприятие, учреждение, организация, и существованием угрозы жизни и здоровью работника он может расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в срок, указанный в его заявлении (кроме случаев принудительного привлечения к общественно полезным работам в условиях военного положения, привлечению к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры).
Это означает, что государственный служащий может расторгнуть трудовой договор по собственному желанию в срок, указанный в заявлении в случае наличия приведенных обстоятельств.
Будут ли сокращены основные ежегодные отпуска государственного служащего с 30 до 24 дней в связи со вступлением в силу Закона № 2352?
Согласно части первой статьи 12 Закона № 2136 в период действия военного положения предоставление работнику ежегодного основного отпуска по решению работодателя может быть ограничено продолжительностью 24 календарных дня за текущий рабочий год.
Таким образом, автоматическое сокращение дней отпуска в связи с распространением на государственных служащих положений Закона № 2136 не происходит. Сокращение количества дней возможно по решению руководителя государственной службы в государственном органе.
Если ежегодный основной отпуск работника составляет более 24 календарных дней, предоставление неиспользованных в период действия военного положения дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения.
Будет ли отменено предоставление дополнительных отпусков за стаж государственной службы во время военного положения?
Согласно статье 12 Закона № 2136 в период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении неиспользованных дней ежегодного отпуска.
Согласно статье 58 Закона Украины "О государственной службе" за каждый год государственной службы после достижения пятилетнего стажа государственной службы государственному служащему предоставляется один календарный день ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, но не более 15 календарных дней.
Следовательно, отпуск за стаж государственной службы является также ежегодным отпуском.
Обращаем внимание, что положения Закона № 2136 не предусматривают полномочий руководителя ограничить количество дней дополнительных отпусков в отличие от количества дней ежегодного основного отпуска.
Однако руководитель может отказать в предоставлении неиспользованных дней ежегодных отпусков, как основных, так и дополнительных.
Следовательно, ежегодные дополнительные отпуска за текущий период, в частности, отпуска за стаж государственной службы, могут предоставляться государственным служащим в установленном порядке. Руководитель государственной службы в государственном органе может отказать в предоставлении неиспользованных за предыдущие периоды дней такого отпуска.
Кроме того, частью второй статьи 12 Закона № 2136 установлено, что в период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении любого вида отпусков (кроме отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), если такой работник привлечен к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры.
Можно ли предоставлять отпуска без сохранения заработной платы в соответствии с частью третьей статьи 12 Закона № 2136 на период действия военного положения на всей территории Украины или это касается только областей, где ведутся активные боевые действия?
Согласно части третьей статьи 12 Закона № 2136 в течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного частью первой статьи 26 Закона Украины "Об отпусках".
Указанной нормой закона отменяются ограничения по 15-дневному сроку предоставления отпуска без сохранения заработной платы по согласованию между работником и работодателем. По-прежнему отпуск без сохранения заработной платы предоставляется исключительно по инициативе работника.
Указанные положения Закона № 2136 не содержат каких-либо территориальных ограничений или условий предоставления отпуска без сохранения заработной платы в течение периода действия военного положения, поэтому, по мнению НАДС, такой отпуск может предоставляться государственным служащим независимо от местонахождения государственного органа, в котором они работают.
Зачисляется ли в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, время пребывания в отпуске без сохранения заработной платы на период действия военного положения?
Согласно статье 9 Закона Украины "Об отпусках" в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск (статья 6 настоящего Закона), засчитывается, в частности, время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и ему не выплачивалась заработная плата в порядке, определенном статьями 25 и 26 настоящего Закона.
Частью третьей статьи 12 Закона № 2136 установлено, что в течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного частью первой статьи 26 Закона Украины "Об отпусках".
Учитывая изложенное, поскольку упомянутый отпуск без сохранения заработной платы на период действия военного положения предоставляется в соответствии со статьей 26 Закона Украины "Об отпусках", он включается в стаж, дающий право на ежегодный основной отпуск.
Вместе с тем, обращаем внимание, что статья 12 Закона № 2136 дополнена новой частью четвертой, согласно которой в период действия военного положения работодатель по заявлению работника, выехавшего за пределы территории Украины или приобретшего статус внутренне перемещенного лица, в обязательном порядке предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в заявлении, но не более 90 календарных дней, без зачисления времени нахождения в отпуске в стаж работы, что дает право на ежегодный основной отпуск, предусмотренный пунктом 4 части первой статьи 9 Закона Украины "Об отпусках" .
Важно отметить, что отпуск, предусмотренный упомянутой частью четвертой статьи 12 Закона № 2136, - это новый вид отпуска, который Закон Украины "Об отпусках" не регламентирует.
Следовательно, период отпуска, предоставленного государственному служащему на основании части третьей статьи 12 Закона № 2136, засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, а период отпуска, предоставленного на основании части четвертой настоящей статьи, в такой стаж не засчитывается.
Может ли отпуск без сохранения заработной платы находящегося за рубежом государственного служащего длиться более 90 дней?
Часть третья статьи 12 Закона № 2136 предусматривает, что в течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного частью первой статьи 26 Закона Украины "Об отпусках".
Следовательно, государственному служащему, который выехал за пределы территории Украины или получил статус внутренне перемещенного лица, отпуск без сохранения заработной платы в течение военного положения может быть предоставлен на основании части третьей статьи 12 Закона № 2136, то есть без 90-дневного ограничения срока такого отпуска. Однако предоставление такого отпуска является дискреционным полномочием соответствующего руководителя государственной службы в государственном органе.
Каким образом рассчитываются праздничные дни при предоставлении государственным служащим отпусков?
Частью шестой статьи 6 Закона № 2136 определено, что в период действия военного положения не применяются нормы, в частности, статей 73 и 78-1 Кодекса законов о труде Украины, которыми определен перечень праздничных и нерабочих дней и положения об их неучете при определении продолжительности ежегодных отпусков . Таким образом, расчет праздничных дней при предоставлении государственным служащим отпусков осуществляется по общим нормам (как обычным календарным дням).
Увеличивается ли для государственных служащих продолжительность рабочего дня до 60 часов и продолжительность рабочей недели в связи с принятием Закона №2136?
В соответствии с обновленной частью первой статьи 6 Закона №2136 нормальная продолжительность рабочего времени в период действия военного положения может быть увеличена до 60 часов в неделю для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т.п.).
Для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т.п.), которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочего времени в период действия военного положения не может превышать 40 часов в неделю.
Таким образом, автоматическое увеличение продолжительности рабочего дня для государственных служащих, работающих на этих объектах, не происходит. Однако, по решению руководителя государственной службы в соответствующем государственном органе, продолжительность рабочего дня для работников этого органа может быть увеличена в соответствии с приведенной нормой Закона № 2136.
В случае установления нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи сверх нормы, установленной в соответствии с законодательством, оплата труда производится в размере, увеличенном пропорционально увеличению нормы труда.
Табелировать ли предпраздничные дни как такие, что на час сокращены в условиях военного положения?
Нет. Согласно части шестой статьи 6 Закона № 2136 в период действия военного положения не применяются нормы статьи 53 КЗоТ Украины по сокращению продолжительности работы в канун праздничных, нерабочих и выходных дней.
Освобождается ли руководитель государственного органа от ответственности за несвоевременную выплату заработной платы государственному служащему в результате ведения боевых действий?
В соответствии со статьей 10 Закона № 2136 работодатель должен принимать все возможные меры для обеспечения реализации права работников на своевременное получение заработной платы.
В то же время работодатель освобождается от ответственности за нарушение обязательства по срокам оплаты труда, если докажет, что это нарушение произошло вследствие ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы. Однако освобождение работодателя от ответственности за несвоевременную оплату труда не освобождает его от обязанности выплаты заработной платы работникам.
В случае невозможности своевременной выплаты заработной платы в результате ведения боевых действий срок выплаты заработной платы может быть отсрочен до момента возобновления деятельности.
Какова компенсация государственному служащему за работу в выходной день?
Законом № 2352 внесены изменения в Закон № 2136, а именно в части шестой статьи 6 из перечня статей, нормы которых не применяются в период действия военного положения, изменениями изъята статья 72 Кодекса законов о труде Украины, регламентирующая компенсацию за работу в выходной день. То есть работа в выходные дни должна компенсироваться, как и в мирное время, с согласия сторон, предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в двойном размере в соответствии со статьей 107 указанного Кодекса.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.