Власти неоднократно заявляли о намерениях вернуть в Украину техосмотр транспортных средств. Его планируют ввести до 2022 года.
Сначала техосмотр вернут для старых автомобилей, которые впервые ввозятся в Украину, затем для переоборудованных авто, а в завершение — и для всего остального транспорта.
Обязательный техосмотр уже проходит коммерческий транспорт. Его осуществляют частные фирмы, а государство в лице Главного центра по предоставлению сервисных услуг МВД и его территориальных органов (ГСЦ) выполняет исключительно инспекционный контроль.
Одновременно инициаторы идеи пытаются избавиться от коррупционных схем. Пока что придумали осуществлять обязательную фотофиксацию диагностики автомобиля.
Как свидетельствует практика, это не сильно помогло.
Для проведения диагностики используется компьютерная программа АРМ «Субъект ОТК», посредством которой происходит обмен информацией с подсистемой «Национальная автоматизированная информационная система «Проведение обязательного технического контроля транспортных средств». На примере этой программы прекрасно видно, каким путем и в каком направлении движется диджитализация МВД.
Указанная КП НАИС «Проведение обязательного технического контроля транспортных средств» является составной частью Единого государственного реестра МВД. Именно с ее помощью в общегосударственную базу данных МВД в электронном виде попадают сведения о результатах технического осмотра транспорта.
КП НАИС была введена в эксплуатацию в 2013 году и является уже технически и морально устаревшей.
Тем не менее, именно к этой программе ГСЦ заставляет подключаться все частные пункты техосмотра. Каких-либо альтернативных программных решений при этом не предусмотрено. Устанавливать другие программы ГСЦ не разрешает, объясняя это отсутствием технической возможности.
Сотрудники ГСЦ, получив информацию о результатах технического контроля, проводят мониторинг, то есть сверяют результаты техосмотра с фактическими данными, содержащимися в Едином государственном реестре транспортных средств.
Как видим, в XXI столетии контроль за техническим осмотром автомобиля проводится не путем автоматического сопоставления сведений программными средствами, и даже не с помощью видеонаблюдения, а путем просмотра фотографий.
По результатам «мониторинга» в реестре ОТК проставляется отметка «проверено» или «недействителен». Отметку «недействителен» лицо, проводящее мониторинг, может поставить, руководствуясь какой-то собственной логикой. При этом потребитель услуги уже забрал свой экземпляр бумажного протокола в комплекте с самоклеющейся меткой и уехал.
К тому же программа имеет свойство довольно часто «зависать» или в случае сбоев передавать сведения в реестры лишь частично. То есть из протоколов может исчезать часть информации.
Трудно представить, каким образом будет работать программа, когда техосмотр станет обязательным и его должно будет пройти невероятное количество автомобилей. Вряд ли существующее программное обеспечение справится с вызовами, которые возникнут, в частности с перегруженностью серверов. За примерами далеко ходить не надо: постоянные сбои и зависания характерны для серверов Государственной налоговой службы, Единого государственного реестра судебных решений, реестров, которыми пользуются исполнительная служба и государственные регистраторы.
Последним примером является введение в действие мобильного приложения «Дія» и национальной платформы «Дія. Цифрова грамотність». Во время их презентации реестр МВД несколько раз «ложился». Пользователи сообщали, что также не работал сайт Главного сервисного центра МВД и связанные с ним реестры.
По сообщениям СМИ, масштабные сбои в работе информационных ресурсов МВД случались в августе и декабре 2019 года.
Сама программа АРМ «Субъект ОТК» не предусматривает возможности сохранения данных (электронных протоколов), которые не успели в нее внести и отправить. Поэтому в случае сбоя в работе сервисов МВД возникают трудности с передачей в ГСЦ информации о результатах ОТК.
Другой проблемой является отсутствие возможности для крупных предприятий осуществлять оперативный контроль за деятельностью нескольких пунктов диагностики одновременно. В программу можно заходить только с разных аккаунтов на разных станциях. Единого аккаунта для головного предприятия не существует.
С 1 мая 2019 года владельцу транспортного средства, прошедшего технический осмотр, выдается бумажный бланк протокола в комплекте с самоклеющейся меткой радиочастотной идентификации (предназначена, чтобы считывать информацию на расстоянии с помощью специального технического оборудования). Владелец авто должен закрепить метку в правой верхней части лобового стекла, с его внутренней стороны. Одновременно проводится фотофиксация технического осмотра.
То есть вместо того, чтобы оцифровать сведения и создать электронный протокол, ГСЦ до сих пор выдает бумажки и считает это большим достижением. «Нововведение» якобы должно уменьшить риски фальсификации протоколов ОТК.
На практике бумажные бланки риск фальсификации протоколов нисколько не уменьшили.
Например, по делу №214/2981/19 судья Саксаганского районного суда г. Кривого Рога Днепропетровской области Чернова Н.В. установила, что 08.04.2019 года в г. Кривой Рог руководитель пункта технического контроля ООО «Д.И.О.-Трейдер Интернационал» осуществил выдачу протокола о технической исправности транспортного средства с нарушением порядка проведения обязательного контроля и объема проверки транспортного средств.
При этом транспортное средство не соответствовало техническим нормам и стандартам, касающимся безопасности дорожного движения.
В случае с ООО «Д.И.О.-Трейдер Интернационал» это дело не закончилось ничем. Почему — станет ясно позже.
Что касается меток, то они свидетельствуют лишь о факте прохождения техосмотра, а не о его качестве.
Коррупционные риски связаны не только с прохождением техосмотра — они имеют более глобальный характер.
Участники рынка утверждают, что КП НАИС «Проведение обязательного технического контроля транспортных средств» несет угрозу бизнесу вследствие использования коррупционных схем при ее применении.
Авторские права на этот софт принадлежат ООО «Д.И.О.-Трейдер Интернационал», зарегистрированному в г. Кривой Рог. Эта же компания является и многолетним победителем многомиллионных тендеров, периодически проводимых ГСЦ МВД.
По совместительству ООО «Д.И.О.-Трейдер Интернационал» занимается бизнесом по техническому контролю и ремонту автомобилей. Ранее именно этот код КВЕД фигурировал в его учредительных документах.
Распространение собственного программного обеспечения в масштабах всей страны позволяет ООО «Д.И.О.-Трейдер Интернационал» иметь огромное влияние на участников рынка. Кроме информации обо всех конкурентах и всех проводимых ими техосмотрах эта компания имеет техническую возможность манипулировать реестром, изменять документы, которые передаются в МВД, отключать пользователей от базы и еще много чего другого.
МВД по понятным причинам отказаться от программы не может. Во-первых, в нее вложено огромное количество денег, а во-вторых, замена такого рода платформы требует времени. Можно констатировать тот факт, что МВД попало в определенную зависимость от частной компании.
Таким образом, коррупционная составляющая приводит к конфликту интересов и злоупотреблению монопольным положением.
При этом Антимонопольный комитет и Минцифра закрывают глаза на такое положение вещей, а МВД бороться самому с собой как-то неинтересно.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.