Министерство внутренних дел Украины, контролируя проведение технического осмотра автомобилей, пользуется услугами монополиста.
Малоизвестная криворожская фирма в 2011 году выиграла тендер на разработку специального программного обеспечения для МВД: компьютерной программы «Национальная автоматизированная информационная система «Проведение обязательного технического контроля транспортных средств» (Реестр результатов обязательного технического контроля). Указанный реестр является частью Единого государственного реестра МВД, авторские права на него принадлежат такому себе ООО «Д.И.О.-Трейдер Интернационал». Это же ООО является разработчиком и администратором реестра, а также других программ, которыми пользуется МВД.
Указанной программой Главный сервисный центр начал МВД пользоваться с 2013 года, после того как в 2011 году ООО «Д.И.О.-Трейдер Интернационал» выиграло тендер на разработку программного обеспечения, потеснив на этом рынке очень серьезного конкурента — знаменитый консорциум ЕДАПС. Последний попытался обжаловать результаты закупки в Антимонопольный комитет и в суды, но нигде не смог добиться понимания.
Причем аргументы ЕДАПС были признаны обоснованными по всем пунктам, кроме одного, последнего: как выяснилось, один из учредителей консорциума прошел процедуру реорганизации и был преобразован из ОАО в ПАО. При этом лицензия Госслужбы спецсвязи Украины, необходимая для выполнения работ, не была переоформлена. Это и стало формальной причиной для отклонения жалоб.
Цена вопроса составляла более 24 миллионов гривен — было за что побороться.
С тех пор ООО «Д.И.О.-Трейдер Интернационал» стало постоянным участником тендеров, проводимых ГСЦ, а впоследствии — еще и единственным их участником. Тендеры проводятся по переговорной процедуре, на которую никто, кроме вышеназванного предприятия, не приглашается.
По сообщениям СМИ, такому феноменальному «везению» способствовали один из заместителей министра МВД (а впоследствии и министра юстиции) и крупный днепропетровский бизнесмен, переехавший во властные коридоры.
Совершенно очевидно, что за прошедшее с 2011 года время технологии изменились, и внедренная программа технически устарела (к примеру, появились блокчейн и облачные технологии). Но почему это не беспокоит ни МВД, ни Минцифру? Станциям диагностики под благовидным предлогом не позволяют устанавливать более новое альтернативное программное обеспечение. ГСЦ отделывается заявлениями об отсутствии технической возможности подключения иного софта.
В интернете можно найти упоминания о том, что внедрять свою программу компания сначала тренировалась на Кривом Роге, где все автотранспортные средства обязали проходить технические осмотры исключительно на станциях «Д.И.О.-Трейдер Интернационал». Эта версия подтверждается реестром судебных решений.
Так, 2 августа 2010 судья Гребенковского районного суда Полтавской области по делу №3-479/10/1605 вынес постановление, из которого следовало, что Департамент ГАИ МВД Украины уже тогда пользовался программным продуктом, разработанным ООО «Д.И.О.-Трейдер Интернационал».
А из нескольких определений Жовтневого районного суда г. Днепропетровска от 15 апреля 2014 года можно узнать, что в производстве прокуратуры Днепропетровской области находилось уголовное производство №42014040000000209 по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами УГАИ ГУМВД Украины в Днепропетровской области.
Должностные лица УГАИ ГУМВД Украины в Днепропетровской области, злоупотребляя своим служебным положением, вопреки интересам службы, совершали незаконные действия во время прохождения технического осмотра транспортных средств, в том числе отдавали преимущество исключительно частному предприятию ООО «Д.И.О.-Трейдер Интернационал» относительно предоставления платного доступа пользователям диагностических станций к единому серверу УГАИ ГУМВД Украины.
Такие постановления были вынесены по делам №201/5039/14-к, №201/5037/14-к, №201/5040/14-к, №201/5038/14-к.
Известно, что по состоянию на 2011 год поставщик программного обеспечения не имел никакого отношения к IT-сектору и занимался техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, продажей оборудования для охоты и даже свистков для собак.
Обращение государства к компании, которая не имела ни соответствующего опыта, ни специалистов, ни оборудования, привело к проблемам, которые проявились сразу же после установки софта.
Так, сразу после внедрения программы в сервисы МВД выяснилось, что программное обеспечение и оборудование работает с перебоями. ГАИ даже пришлось на несколько недель останавливать регистрацию автомобилей.
Проблемы с системой возникают постоянно, но, несмотря на это, ГСЦ не спешит отказываться от услуг сомнительного разработчика, который уже многие годы участвует в многомиллионных тендерах, обслуживая устаревшее оборудование.
Постепенно «Д.И.О.-Трейдер Интернационал» превратилось в монополиста, который получил возможность влиять на участников рынка, в том числе путем злоупотреблений своими возможностями. Например, отключать их от реестра по собственному усмотрению. При этом владельцы центров диагностики не имеют возможности противостоять этому в случае возникновения внештатных ситуаций. Безусловно, это отрицательно влияет на конкурентную среду и нарушает бизнес-процессы.
Зачем это нужно самому монополисту? Выше уже говорилось, что ООО «Д.И.О.-Трейдер Интернационал» занимается бизнесом по техническому контролю и ремонту автомобилей.
Таким образом, налицо конфликт интересов, поскольку через руки этой компании проходит информация из каждого пункта технического контроля, она имеет возможность вмешиваться в работу программного обеспечения, оформление документации и прочие процессы.
Одновременно сложилась ситуация, при которой частная компания имеет доступ к информации, содержащейся на серверах МВД, а также к персональным данным (т. е. информация с ограниченным доступом выходит за стены министерства).
МВД по понятным причинам отказаться от программы не может. Во-первых, в нее вложено огромное количество денег, а во-вторых, замена такого рода платформы требует времени. Можно констатировать тот факт, что МВД попало в определенную зависимость от частной компании.
Возможно, описанную проблему мог бы решить Антимонопольный комитет, но он пока что не предпринимал никаких шагов в этом направлении.
Напомним, ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что для автомобилей с ГБО введут специальный техосмотр.
Также мы писали, что суд отобрал права у водителя за несвоевременное прохождение техосмотра.
К тому же стало известно, что в Украине вернут обязательный техосмотр автомобилей.