В среду, 27 ноября, закон об уголовной ответственности за незаконное обогащение на сумму от 6,2 млн грн опубликовали в «Голосе Украины».
Согласно закону №263-IX, в Уголовный кодекс вернули статью о незаконном обогащении. Предусмотрено лишение свободы на 5-10 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью до 3 лет в случае приобретения лицом активов, стоимость которых более чем на 6 243 250 грн превышает законные доходы.
Закладывается исковая давность в 4 года. Иск по делу о признании активов необоснованными и об их взыскании подается без взимания судебного сбора.
Такие дела будет рассматривать коллегия Высшего антикоррупционного суда в составе трех судей, а апелляции — Апелляционная палата Антикорсуда.
Данные обвиняемого по делу о незаконных активах нельзя использовать, чтобы доказать совершение им уголовного нарушения.
Закон предусматривает раскрытие банковской тайны органам прокуратуры, ГБР и НАБУ в делах по выявлению необоснованных активов (в том числе Нацбанком). В таком случае банк получит право предоставлять информацию о клиентах другого банка.
Кроме банковской тайны, НАБУ получит право истребовать информацию не только у правоохранительных и госорганов, органов местного самоуправления, но и предприятий, учреждений, организаций — в том числе обязательные для декларирования сведения об имуществе, доходах, расходах, финансовых обязательствах.
Со своей стороны ГБР получит право запрашивать информацию для выявления необоснованных активов из автоматизированных справочных систем, реестров и баз данных, которые администрируют органы госвласти и местного самоуправления — в том числе информацию с ограниченным доступом.
Нацагентству по вопросам предотвращения коррупции поручили извещать Специализированную антикоррупционную прокуратуру или Офис генпрокурора о выявленных доказательствах незаконного обогащения.
Если Нацагентство по результатам проверки е-деклараций выявило признаки необоснованности активов — чиновнику предоставляется 10 рабочих дней, чтобы объяснить происхождение средств.
Вместе с тем темпы проверки деклараций НАПК и решения по их результатам не должны влиять на расследование и судебные производства.
Документ вносит изменения в ряд законодательных актов, предусматривая увольнение и прекращение полномочий ряда должностных лиц в случае вступления в силу решения суда о признании их доходов необоснованными.
Речь идет о судьях, начальниках в службе гражданской защиты, военнослужащих-контрактниках, военнослужащих в кадровой службе; сельских, поселковых, городских главах, старостах; уполномоченных; должностных лицах местного самоуправления; депутатах местных советов; членах ЦИК, представителях Государственной уголовно-исполнительной службы; директоре НАБУ, членах НАПК; прокурорах, членах Счетной палаты; директоре, первом заместителе и заместителе главы ГБР; полицейских; членах ВККС и Высшего совета правосудия; любых госслужащих и лицах, уполномоченных выполнять функции государства.
Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что Антикоррупционный комитет ВР предлагал уменьшить порог ответственности за незаконное обогащение. А Президент Зеленский, наоборот, предлагал повысить порог ответственности.
Кроме того, мы писали, чего не хватает законопроекту №1031.