Статистика Минюста свидетельствует о росте доверия к институту частных исполнителей

19:30, 26 октября 2018
Если в 2017 году поступило более трех тысяч исполнительных документов на сумму 716 млн гривен, то только за первое полугодие 2018-го количество документов достигло почти 12 тысяч на 5,7 млрд гривен.
Статистика Минюста свидетельствует о росте доверия к институту частных исполнителей
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

С внедрением института частных исполнителей [1] и началом работы первых специалистов в 2017 году в Украине сегодня действует смешанная система исполнения судебных решений, которая насчитывает 125 частных и около 4500 государственных исполнителей. Несмотря малочисленность, частные исполнители уже составляют значительную конкуренцию государственной службе, поскольку осуществляют исполнение быстро и качественно. В 2017 году частные исполнители вернули кредиторам 57,6 млн грн по 269-ти делам, а уже за первое полугодие этого года объем возвратов вырос до 915 млн грн по 2,2 тыс. дел.

Результаты и перспективы работы частных исполнителей обсудили участники конференции «Современное состояние выполнения судебных решений. Результаты реформирования системы исполнительного производства» в Одессе 25 октября. Мероприятие организовано Проектом ЕС «Право-Justice» по поддержке реформ в сфере юстиции в Украине совместно с Юго-западным апелляционным хозяйственным судом при поддержке Министерства юстиции Украины, Совета частных исполнителей Исполнительного округа Одесской области и Ассоциации судей хозяйственных судов Украины.

Реформирование системы исполнительного производства осуществляется как одно из основных направлений в реализации «Стратегии реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 годы» и в соответствии со стандартами и передовыми практиками Европейского Союза.

По данным Минюста, до 2017 году средний уровень исполнения судебных решений составлял лишь 5-6%, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает 50-70%.

«Реформирование системы исполнительного производства создает фундамент для того, чтобы судебные решения выполнялись своевременно. Ведь если работает судебная система, а решение суда выполняются, только тогда право граждан и юридических лиц на суд защищено. Как показала практика в других европейских странах, приватизация службы исполнения является единственным путем эффективного решения хронических проблем в Украине с уплатой долгов в сумме почти 20 миллиардов евро, на которые не раз обращал внимание Европейский суд по правам человека. Правительство, которое не платит свои же долги гражданам, не только не уважает верховенства права - оно не имеет морального авторитета требовать ответственности и отчетности от частного сектора», – подчеркнул Довидас Виткаускас, руководитель проекта ЕС «Право-Justice».

Статистика Минюста свидетельствует о росте доверия к институту частных исполнителей. Если в 2017 году к ним поступили 3,4 тыс. исполнительных документов на сумму 716 млн. грн., то только за первое полугодие 2018 года количество документов достигло 11,8 тыс. на 5,7 млрд. грн. Еще одним важным преимуществом частных исполнителей для кредиторов стала скорость завершения взысканий. Вместо длительного процесса возврата средств государственной службой, частный исполнитель в отдельных случаях может выполнить дело за 3 дня.

Приватизация службы исполнителей судебных решений соответствует общему тренду в ЕС, где широко распространена эта система. Большинство новых стран-членов Евросоюза благодаря переходу на новый формат или сочетанию работы частных и государственных исполнителей быстро укрепили верховенство права. Отдельные страны, например Сербия, которые сначала использовали смешанную систему, в итоге перешли к частной как более эффективной. Болгария, к примеру, использует смешанную систему, в которой сфера компетенций частных и государственных исполнителей одинаковая, при этом первые демонстрируют большую эффективность в работе. Согласно заявлениям Минюста, планировалось увеличить количество частных исполнителей до 800 к концу 2018 года, а в общей сложности – до не менее 3000.

Вместе с тем участники конференции также обсуждали факторы, сдерживающие активное развитие института частных исполнителей. Так, до сих пор открытый вопрос уравнивания компетенций государственных служб и частных исполнителей, хотя подойти к его решению планировалось в этом году. Профессиональное сообщество обеспокоено низким уровнем доступа к профессии – за 9 месяцев 2018 удостоверение частного исполнителя получили единицы вместо заявленных 800. А среди вопросов, требующих нормативного урегулирования, – сведенные производства, взаимодействие с Государственной фискальной службой, вопрос получения основного вознаграждения частным исполнителем и деятельность Дисциплинарной комиссии.

В Одесской области сегодня действуют 7 частных исполнителей и около 100 государственных. Согласно данным Совета частных исполнителей Одесской области, если в среднем 1 государственный исполнитель представляет на аукцион 2 лота или заявки на реализацию имущества должников, то показатель частных исполнителей составляет 9 лотов на одного исполнителя. Всего на исполнении каждого частного специалиста находится около 200-300 исполнительных документов. Согласно информации, предоставленной одесским филиалом системы электронных торгов арестованным имуществом СЕТАМ, за три месяца (в период с 24 июля по 24 октября) частные исполнители подали на продажу 25% от общего количества заявок.

«На сегодняшний день в наш адрес почти нет никаких жалоб со стороны взыскателей, то есть тех, кто требует восстановления своих прав и возвращения долга по закону. По моему мнению, это лучший показатель эффективности работы, ведь обычно обжалования со стороны взыскателя касаются несвоевременных действий (медленной работы) или бездействия исполнителей. Кроме того, мы всегда стараемся убедить должника и взыскателя договориться о мировом соглашении, что выгодно всем сторонам», – отметил Георгий Парфенов, председатель Совета частных исполнителей Одесского региона.

Масштабная конференция по реформированию системы исполнительного производства ознаменовала начало работы Одесского Регионального совета реформ в сфере правосудия, первое заседание которого состоялось 24 октября. Проект ЕС «Право-Justice» инициировал создание Совета в сотрудничестве с Юго-западным апелляционным хозяйственным судом, Министерством юстиции, профильными институтами и экспертами на местах для усиления системной работы в реализации реформ в сфере правосудия в регионах и воплощения реформы «снизу-вверх».

После проведения конференции, Одесский Региональный совет реформ в сфере правосудия продолжит свою работу по обсуждению мониторинга имплементации Гражданского и Хозяйственного процессуальных кодексов и подготовке анкетирования по мониторингу результатов введения института частных исполнителей.

О Проекте ЕС «Право-Justice»

Проект «Право-Justice» оказывает поддержку реформ в сфере правосудия, включая перезагрузку судебной власти через отбор и оценку судей, перестройку в системе управления судебной властью, создание служб частных исполнителей и пробации, создание электронных реестров и укрепление права собственности. Партнерами Проекта являются Высший совет правосудия, Министерство юстиции, Высшая квалификационная комиссия судей, Верховный Суд, Нотариальная палата и другие институции правосудия. Проект Европейского Союза «Право-Justice» является продолжением проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции в Украине», реализованного в 2014-2017 годах. При содействии Проекта создан Совет по судебной реформе при Администрации Президента, разработана Стратегия реформирования правосудия и План действий по исполнению положений Стратегии 2015-2020.

 

[1] Частные исполнители – лица, уполномоченные государством осуществлять принудительное исполнение судебных решений в порядке, установленном законом. Деятельность частных исполнителей регламентирована законами Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и «Об исполнительном производстве». Контроль за их деятельностью осуществляет Министерство юстиции – путем плановых и внеплановых проверок, в том числе на основании письменных заявлений кого-либо из участников исполнительного производства на действия или бездействие частного исполнителя. Также в Украине действует Ассоциация частных исполнителей, которая объединяет всех представителей профессии и помогает в регулировании их деятельности.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики