Директор Государственного бюро расследований Роман Труба в эксклюзивном интервью «Судебно-юридической газете» рассказал о конкурсе в ГБР и объяснил, на ком лежит ответственность за полноценный старт работы Бюро.
— 2 апреля истек срок приема документов на конкурс на 27 руководящих должностей ГБР. Сколько людей подали документы? Какие последующие этапы конкурса? Когда планируется завершение?
— Конкурс на эти должности проводит внешняя комиссия. Насколько мне известно, для участия в нем подали документы около 700 кандидатов. Обращаю внимание, что Государственное бюро расследований не принимает участия в проведении этого конкурса, и мы не располагаем в полной мере информацией о кандидатах.
Напомню, согласно Закону «О Государственном бюро расследований», конкурсы на все руководящие должности в Бюро, а также на все должности в управлении внутреннего контроля и соответствующих секторов в регионах проводит внешняя комиссия. Это еще 140 должностей кроме тех, на которые она уже проводит конкурс.
В Верховной Раде есть законопроекты, которые передают полномочия по проведению конкурсов на эти должности в ГБР. Ведь не является нормальной ситуация, когда Государственное бюро расследований не задействовано в отборе руководителей секторов, отделов, управлений. От того, как быстро Верховная Рада примет изменения в закон, которыми передаст полномочия проводить эти конкурсы ГБР, зависит, как быстро мы выберем руководителей подразделений.
— Пишут, что в конкурсе на 219 рядовых должностей в центральный аппарат ГБР пока мало желающих, и выбирать не из кого. В чем, на Ваш взгляд, причина?
— Выводы делать пока рано, ведь как показывает опыт, кандидаты подают документы в последние дни. Скажу откровенно, мы ожидали большего количества кандидатов, и если увидим, что их недостаточно для настоящего конкурса, сроки приема документов могут быть продолжены.
— Почему откладывается рассмотрение крайне важных поправок в профильный закон, предложенных правительственным законопроектом и вариантом группы депутатов? О чем не могут договориться в сессионном зале?
— Оба законопроекта очень похожи и оба поддержаны в Комитете Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Убежден, что с экспертной точки зрения к ним замечаний нет. Почему их не поддержали в сессионном зале? Есть две возможные причины. Первая — депутаты не разобрались, не уделили достаточного внимания этих законопроектам. Вторая — депутаты не хотят, чтобы ГБР заработало.
Если отбросить все технические вопросы, эти законопроекты разблокируют проведение конкурсов на 140 должностей, которые сегодня отнесены к полномочиям внешней комиссии, и на весь оперативный блок. Непонятно, как работать и открывать производства без руководителей отделов, секторов, заместителей руководителей управлений и отделов.
Ответственность за полноценный старт работы ГБР лежит на депутатах. Они либо это поймут и откроют нам путь к конкурсам, либо будут отчитываться 1 сентября перед обществом и нашими партнерами, почему ГБР не работает.
— Довольны ли Вы результатами избрания совета общественного контроля? На что будет влиять работа этого совета?
— Охарактеризовать профессиональные или иные качества людей, которые избраны в совет общественного контроля, а тем более спрогнозировать, насколько эффективно они будут работать в этом органе, пока сложно. Я с ними не знаком. Сейчас мы рассматриваем запросы от общественных организаций по поводу проведения учредительного собрания и анализируем эту процедуру. С выводами не торопимся.
Что касается полномочий совета, то они определены соответствующим положением Кабинета министров. Это — обеспечение прозрачности и осуществление гражданского контроля за деятельностью ГБР; содействие сотрудничеству Бюро с общественными объединениями; содействие учету Бюро общественного мнения. Три члена совета, входящие в дисциплинарную комиссию Бюро — это чрезвычайные полномочия общественности по контролю за деятельностью наших сотрудников. Но пока не набран штат Бюро, эта комиссия работать не будет.
— Обсуждается перенос некоторых территориальных управлений ГБР в другие города. Как быть в случае принятия решения с будущими победителями в конкурсе на руководителей теруправлений, которые рассчитывали работать в одном городе и, возможно, не захотят переезжать?
— Действительно, некоторые территориальные управления расположены в городах, где неудобно будет организовать работу органа, который распространяет свою деятельность на несколько областей. В законопроектах есть предложения изменить расположение 5 территориальных управлений. Есть и новое предложение — предоставить директору Бюро полномочия определять, где должно быть расположено территориальное управление. А что касается победителей конкурсов в территориальные управления, то уже им решать, стоит ли работа в ГБР переезда в другой город. Убежден, что стоит.
— Как решается вопрос с помещениями?
— Мы получили помещение по ул. Симона Петлюры, 15б. На первом этапе это позволит разместить людей, которых мы наберем. Но на долгосрочную перспективу мы ищем другие варианты, которые будут полностью соответствовать техническим требованиям современного правоохранительного органа. Это должны быть защищенные комнаты для хранения доказательств, оружия, оборудованные комнаты для допросов, база тренировок для силового блока и т. п. Мы же строим украинское ФБР!