Парламентская ассамблея Совета Европы приняла решение с рекомендациями Украине по итогам срочных дебатов.
Об этом сообщает «Европейская правда».
За принятие документа с внесенными в него поправками проголосовали 82 депутата, против — 11, 17 воздержались. Украинская делегация, за исключением Мустафы Джемилева, проголосовала против. Докладчик Андреас Херкель, который готовил проект документа, воздержался, поскольку поправки значительно изменили его содержание. Поправки к документу подавали исключительно венгерские и румынские члены ассамблеи.
Решение ПАСЕ достаточно жестко осуждает то, что Верховная Рада приняла закон об образовании, изменив статью 7 (о языке образования) без консультаций с представителями национальных меньшинств. Ассамблея также обратилась к Украине с просьбой учесть все без исключения рекомендации Венецианской комиссии, а также внести соответствующие изменения в закон об образовании. Между тем в ПАСЕ (вопреки позиции докладчика, эстонца Андреаса Херкеля) констатировали, что уже сейчас, до вывода «венецианки», есть «ряд юридических вопросов к закону».
По результатам дебатов было принято большинство предложений румынских и венгерских депутатов.
В частности, венгры и румыны выступили против идеи «смешанного обучения» с преподаванием 60% предметов на украинском, а 40% — на языке меньшинства. Также из документа убрали все упоминания о том, что обучение «исключительно на языке меньшинства» (без преподавания части предметов на государственном языке) наносит ущерб самим детям из-за уменьшения их конкурентности на рынке труда и осложнения вступления в высшие учебные заведения.
Лишь с минимальным преимуществом (39 голосов — против, 42 — за) была отклонена венгерская поправка, по которой из документа хотели вычеркнуть ссылки на право Украины защищать государственный язык, а также о том, что язык объединяет государство.
Также с незначительным преимуществом (37 на 40 голосов) удалось отклонить предложение парламентариев из Румынии и Венгрии, которые стремились убрать из документа упоминание об отсутствии исключительно украинских государственных школ (или с обучением исключительно на языках других меньшинств) в своих государствах.
В то же время Киеву рекомендуют адаптировать отдельную методику обучения украинскому языку для детей, которые являются представителями национальных меньшинств.