На начальном этапе дела «Украина против России» в Международном суде ООН обнаружились недоработки украинской стороны, утверждает специалист по международному праву Ирина Марчук в интервью «Голосу Америки».
Украинскому иску в Гааге грозит судьба грузинского судебного дела против РФ, которое Москва смогла выиграть, доказав, что Международный суд не имел юрисдикции в затронутых Тбилиси вопросах.
Главными недостатками позиции Украины на данный момент являются недостаточное количество обоснованных доказательств, а также наличие определенных противоречий в том, как Украина определяет события на Донбассе, называя их международным вооруженным конфликтом при участии России, или операцией против террористов, уверена Ирина Марчук.
— Украина по-прежнему наследует судьбу Грузии?
— Да. Определена только предыдущая юрисдикция — это первый этап, который касается только предупредительных мер. Следующий этап и решение суда могут быть через два или три года. Именно тогда суд примет окончательное решение о юрисдикции. На этом этапе Грузия проиграла дело. Поэтому тот факт, что Украина признана имеющей прежнюю юрисдикцию, очень хороша, но окончательного решения по юрисдикции до сих пор нет, и Украине определенно придется ждать 2 или 3 года.
— Представитель Украины в Международном суде Елена Зеркаль сказала, что украинская сторона выяснила, что ей нужно для работы над решением суда ООН. На каких аспектах, по вашему мнению, необходимо сосредоточиться?
— Прежде всего Украина, по моему мнению, провалила с убедительностью своих обвинений в соответствии с Конвенцией о предотвращении финансирования терроризма, и ошибка здесь была также в том, что юрист от Украины — американка, которая специализируется на арбитражных делах, не специалист по уголовному или международному праву.
Когда я слушала выступления сторон в течение 4 дней, то заметила, что юрист от Украины полностью провалила часть доказательств умышленности по финансированию терроризма, либо по субъективной стороне преступления. И украинская сторона признает, что она не предоставила достаточных доказательств. Но вторая проблема заключается в том, что адвокат, представляющий Украину, не мог даже объяснить субъективный аспект преступления финансирования терроризма. Она запуталась в делах международных судов и не могла объяснить, что вообще составляет умысел, для того чтобы доказать финансирование терроризма по Конвенции, которую они применяли.
— То есть, требуя справедливости в Международном суде, Украине пришлось судить для себя тех, кого она называет террористами?
— Это может быть преувеличением, но если вы пойдете в Международный суд и скажете, что в Украине существует терроризм, что отдельные лица или государственные структуры финансируют терроризм, то почему в украинских судах нет случаев, даже несмотря на очевидную проблему в том, что подозреваемые находятся за пределами Украины? Украина должна представить в Международный суд доказательства того, что она заявляет о конкретных фактах терроризма. Если бы были как минимум обвинительные акты прокуратуры…
То, что для украинцев факт преступлений очевиден, ведь погибло около 10 тысяч человек и есть более миллиона беженцев, никак не заставит поверить судей в правдоподобность обвинений. Украине необходимо больше доказательств, помимо отчетов международных организаций.
— Что Украина получила бы в результате выигрыша исков в Международном суде, кроме морального удовлетворения и осуждения злоумышленников?
— Конечно, может быть и денежная компенсация. Я имею в виду компенсацию в рамках Международного суда ООН и Европейского суда по правам человека. Украина также подала несколько исков против России — там есть возможность стране подавать иск против другой страны, это называется inter-state application. Украина также подала иски за нарушения прав человека на территории Крыма и на востоке Украины. Рассмотрение тех дел также займет несколько лет. В принципе, суд также может назначить денежное возмещение для Украины.
Правовое правосудие необходимо для следующих поколений. Чтобы помочь людям, и в частности беженцам, необходимо более эффективно использовать международную помощь, и самое главное — поднять экономику Украины, бороться с коррупцией.
Напомним, 28 июля, сенатом США утвержден новый пакет санкций против России. Указанный проект закона был одобрен Палатой представителей Конгресса США. Далее законопроект будет передан на подпись президенту США Дональду Трампу.