Власть лишила судей права пересчитывать пенсии в два хода: сначала передала эти полномочия из Рады в Кабмин, а потом и вовсе отменила такое право.
Человек работал судьей с 2000 года, начал получать пенсию по возрасту с 2011 года, перешел на пенсию госслужащего в 2015 году, а в 2016-м уволился. На момент увольнение пенсию не получал, потому что работал. Сразу после увольнения выплата пенсии возобновилась.
Через некоторое время в связи с увеличением зарплаты работающим чиновникам судья на пенсии обратился в Пенсионный фонд с требованием пересчитать ему пенсию, однако Фонд отказал бывшему судье. Также судье отказал Верховный Суд Украины.
До 2015-го в законе о госслужбе от 1993 года была норма, согласно которой пенсия госслужащего подлежит перерасчету, если работающим чиновникам поднимут зарплату (ст. 37 (1) Закона).
С 1 января 2015-го данная норма изложена в новой редакции: порядок перерасчета определяется Кабмином. Согласно постановлению КМУ №865, повышение зарплаты работающим чиновникам — это предусловие для перерасчета пенсий (п. 4 Постановления). Однако уже в декабре 2015 года Кабмин принимает новое постановление №1013, которым п. 4 (О порядке перерасчета пенсий) постановления КМУ №865 исключается.
Таким образом, с этого момента в законодательстве отсутствует норма о порядке перерасчета пенсий бывшим госслужащим в связи с увеличением зарплаты работающим чиновникам.
То есть право пенсионеров-госслужащих на перерасчет пенсии, которое было у них до декабря 2015 года, сейчас исчезло.
Судья-истец заявил, что такие изменения законодательства нарушают ст. 22 Конституции Украины, согласно которой не допускается сужения содержания и объема существующих прав человека при принятии новых законов или внесении изменений в действующие.
Верховный Суд не согласился с истцом и заявил, что размер его пенсии не уменьшился, а ст. 22 Конституции не нарушена. Указанные законодательные изменения не признаны Конституционным Судом неконституционными.
Более того, в решении КСУ от 21 декабря 2011 года сказано, что одним из определяющих элементов в регулировании общественных отношений в социальной сфере является принцип пропорциональности между социальной защитой граждан и финансовыми возможностями государства.
По мнению КСУ, социально-экономические права не являются абсолютными. Поскольку государство обязано применять справедливые формы перераспределения общественного дохода, оно может изменить механизм реализации прав человека, в том числе в связи с невозможностью финансового обеспечения таких прав.
В решении от 9 октября 1979 года по делу «Эйри против Ирландии» Европейский суд по правам человека заметил, что реализация социально-экономических прав человека во многом зависит от финансового состояния государства. Такие положения могут распространяться и на вопросы допустимости уменьшения социальных выплат (решение ЕСПЧ от 12.10.2004 в деле «Асмудсон против Исландии).
На этом основании Верховной Суд Украины постановил, что, начиная с 1 декабря 2015 года, пенсии госслужащих не подлежат перерасчету в связи с повышением зарплаты работающих чиновников.
С полным текстом постановления Верховного Суда Украины от 7 ноября 2017 года можно ознакомиться здесь.
Ранее «Судебно-юридическая газета» объясняла, может ли местная власть запретить продажу алкоголя по ночам.