Госслужащих привлекают к ответственности по ч. 1 ст. 172 (6) Кодекса Украины об административных правонарушениях – несвоевременная подача без уважительных причин декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного управления. Санкцией статьи предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 850 до 1 700 гривен.
Напомним, что в соответствии со ст. 45 Закона «О предотвращении коррупции», все чиновники и высшее политическое руководство страны каждый год до 1 апреля обязаны подавать декларацию о своем финансовом состоянии за предыдущий год. Декларация подается путем заполнения специальной формы на сайте Национального агентства по вопросам предотвращению коррупции (НАПК).
Однако в 2016 году лица, занимающие должности категорий «А» и «Б» (начальники отделов и выше), были обязаны подать декларации на протяжении 60 дней после начала работы системы НАПК, которая функционирует с 1 сентября 2016 года. То есть, чиновники высших категорий обязаны были подать свои декларации до 30 октября 2016 года. Но по разным причинам некоторые не успели сделать этого вовремя.
В постановлении Деснянского райсуда Чернигова от 19 октября 2017 года к ответственности привлечен начальник управления защиты потребителей Госпродпотребслужбы за то, что подал декларацию 29 ноября 2016 года, то есть с опозданием в месяц.
Чиновник оправдывался тем, что на сайте НАПК были сбои, которые помешали ему подать декларацию вовремя. Но он не смог доказать свои слова, а вот НАПК предоставило документальное подтверждение того, что чиновник зарегистрировался в системе только 1 ноября 2017 года, то есть уже с пропуском установленного срока. Кроме того, НАПК составило справку о том, что сбоев в системе с 1 сентября по 30 октября 2017 года не было. Многие чиновники, которые подавали декларации в тот период, поспорили бы с этой справкой НАПК. Но суд взыскал с чиновника 850 грн. и сумму судебного сбора.
А вот чиновник из той же Госпродпотребслужбы, но уже в городе Глухов смог доказать, что сбои на портале были, и его вины в задержке нет. В постановлении Глуховского суда Сумской области от 24 октября 2017 года указано, что НАПК утверждает, что сбоев не было. Но в материалах дела есть письмо ГП «Украинские специальные системы», которое выступало администратором Реестра деклараций. В письме утверждается, что доступ к Реестру был ограничен или вообще отсутствовал после 25 октября 2017 года в результате массовых Интернет-атак на веб-портал НАПК.
Кроме того, Глуховский суд постановил, что ограничение доступа к Реестру с 1 сентября по 30 октября 2017 года – это общеизвестный факт, о котором много писали средства массовой информации и были сообщения даже на сайте самого НАПК.
Также, суд сослался на письмо ВССУ от 22.05.2017 «О привлечении к административной ответственности за отдельные правонарушения, связанные с коррупцией»: при наличии уважительных причин для неподачи декларации, ответственность по ч. 1 ст. 172 (6) КУАП исключается. Под уважительными причинами, в том числе, подразумеваются технические сбои сайта НАПК.
Кроме того, субъективная сторона правонарушения подразумевает наличие вины в форме умысла, а совершения такого действия из-за неосторожности исключает привлечение лица к административной ответственности.
Таким образом, в этот период не был обеспечен нормальный доступ к Реестру, как того требовало законодательство. Поэтому в действиях чиновника отсутствует состав административного правонарушения.