Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины хочет уделить внимание вопросам по сотрудничеству в борьбе с незаконной иммиграцией, торговлей людьми, а также эффективному выполнению положений по реадмиссии граждан, находящихся за пределами своего государства.
Так, 2 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5344 «О внесении изменений в некоторые законодательных акты Украины относительно усовершенствования некоторых положений во время выполнения международных договоров Украины о реадмиссии».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Украины Валерий Пацкан, Георгий Логвинский, Роман Мацола, Михаил Кобцев, Андрей Шинькович, Тарас Пастух, Иван Крулько, Борис Тарасюк и Игорь Мосийчук.
Миграция и депортация граждан домой
Согласно Соглашению об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом от 27 июня 2014 года, Украиной взяты обязательства, в частности, относительно сотрудничества по вопросам миграции, используя системный подход и уделяя внимание сотрудничеству в борьбе с незаконной иммиграцией, торговлей людьми, а также эффективному выполнению положений Соглашения между Украиной и ЕС о реадмиссии (согласие государства о возврате на свою территорию своих граждан, подлежащих депортации из другого государства — прим. ред.) лиц от 18 июня 2007 года.
Согласно ч. 3 ст. 29 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», иностранцы или лица без гражданства, принятые в соответствии с международными договорами о реадмиссии, подлежат принудительному выдворению в случае, если между Украиной и страной гражданской принадлежности или страной предыдущего постоянного проживания таких иностранцев или лиц без гражданства отсутствует договор о реадмиссии.
Вместе с тем, ст. 30 Закона определяется исчерпывающий перечень оснований, порядок и органов, уполномоченных принимать решения о принудительном выставлении; не определено принятие лица в порядке исполнения международного соглашения о реадмиссии как основание для принудительного выдворения.
Кто будет решать судьбу иностранцев и лиц без гражданства
«На сегодня иностранцы и лица без гражданства могут быть принудительно выдворены из Украины по решениям административных судов, которые принимаются, в частности, по искам центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере миграции, которым на сегодня является Государственная миграционная служба Украины», — подчеркивают народные депутаты.
Как говорится в пояснительной записке, практическое выявление и задержание нелегальных мигрантов в Украине осуществляется территориальными органами и подразделениями указанного центрального органа исполнительной власти (далее — ГМС), что, исходя из действующей редакции ст. 30 Закона, исключает подачи ими исков о принудительном выдворении иностранцев-правонарушителей.
Также органами, уполномоченными подавать указанные иски, есть органы охраны государственной границы в отношении иностранцев и лиц без гражданства, задержанных ими в пределах контролируемых пограничных районов во время попытки или после незаконного пересечения государственной границы Украины. В то же время факты незаконного пересечения государственной границы Украины этими органами проявляются не только в контролируемых пограничных районах, но и в пунктах пропуска или пунктах контроля через государственную границу и в контрольных пунктах въезда-выезда.
Также органами охраны государственной границы во время реализации определенных законодательством Украины задач оказываются иностранцы, которые совершают другие правонарушения по пограничным вопросам (нарушение пограничного режима или режима в пункте пропуска, злостное неповиновение представителю Госпогранслужбы, нарушение правил пребывания в Украине и т.п.). Однако, принятие в отношении таких правонарушителей решений об их принудительном возвращении ограничено только совершением ими незаконного пересечения, выявленное в контролируемом пограничном районе.
Указанные положения значительно ограничивают полномочия органов Госпогранслужбы относительно противодействия нелегальной миграции в пограничном пространстве.
Какие вопросы требуется решить
В пояснительной записке говорится о том, какие именно пункты требуют законодательного урегулирования:
Возвращение граждан только по договорам
Целью проекта является приведение статей 26 и 30 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» в соответствие с требованиями действующего законодательства Украины, положений ст. 29 этого же Закона и обеспечения выполнения некоторыми центральными органами исполнительной власти международных договоров о реадмиссии (возвращении лиц государством в их место гражданства).
Принудительное возвращение граждан на родину
Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в статьи 18 и 1837 Кодекса административного судопроизводства Украины относительно порядка и сроков задержания лиц, принятых в соответствии с международными договорами Украины о реадмиссии, а также статьи 26, 29 и 30 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», которыми предусмотрено:
Возврат граждан и борьба с нелегальной миграцией по договору
Принятие проекта Закона позволит привести положения Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» и Кодекса административного судопроизводства Украины в соответствие с требованиями действующего законодательства Украины, обеспечить реализацию Государственной миграционной службой Украины и Государственной пограничной службой Украины ряда задач по противодействию нелегальной миграции, а также выполнение обязательств, взятых Украиной в соответствии с Соглашением об Ассоциации с ЕС относительно эффективного выполнения положений Соглашения о реадмиссии лиц.