Почему Закон «Об очищении власти» стал причиной настоящего противостояния...
Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
Закон «Об очищении власти» стал причиной настоящего противостояния, которое в последнее время вышло за рамки приличий. Заинтересованные в том или ином решении Конституционного Суда Украины стороны идут на любые меры, чтобы ослабить оппонентов. Заложником ситуации оказался и сам Конституционный Суд, который регулярно подвергается беспрецедентным информационным атакам. Что происходит вокруг рассмотрения представлений по закону «Об очищении власти», и кто пытается повлиять на Суд, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Хоровод вокруг закона
Июнь оказался богатым на политические скандалы. Еще не утихли страсти по поводу принятых парламентом во втором чтении изменений в Конституцию в части правосудия и голосования с нарушением регламента за новую редакцию Закона «О судоустройстве и статусе судей», как на повестке дня встала проблема Закона «Об очищении власти». Три представления Верховного Суда Украины и одно группы из 47 народных депутатов рассматриваются КСУ с апреля 2015 г. Однако заключения по этим представлениям Суд не сделал до сих пор, что не очень-то утешает инициаторов представлений. Как отметил «Судебно-юридической газете» председатель Верховного Суда Украины Ярослав Романюк, КСУ уже давно пора сделать заключение, поскольку множество людей, работавших на разных государственных должностях в годы президентства В. Януковича, фактически находятся в подвешенном состоянии, а их судебные иски в основном давно приостановлены административными судами до соответствующего заключения органа конституционной юрисдикции.
В такой ситуации народные депутаты (традиционно из фракций «Самопомощи» и «Народного фронта», а также из партии «Свобода») и чиновники Министерства юстиции сделали ряд громких заявлений. Их суть сводилась к тому, что люстрация в Украине давно стала предметом политического торга между Президентом и народными депутатами, бизнесменами, представителями силовых ведомств, которые ранее поддерживали «Партию регионов» или лояльно относились к политике тогдашних властей. Особенно накалились страсти 10 июня, когда КСУ в закрытой части пленарного заседания провел очередное рассмотрение представлений относительно Закона «Об очищении власти». Еще накануне заседания, 9 июня в интернете появилась фотокопия проекта резолютивной части по этому закону, в котором ряд его норм предлагалось признать несоответствующими Конституции. Под текстом проекта стояли подписи судей-докладчиков по этому делу Александра Литвинова и Натальи Шапталы. Каким образом служебный документ попал в сеть, не уточнялось.
На следующий день председатель Комитета Верховной Рады по вопросам предупреждения и противодействия коррупции Егор Соболев заявил, что по его информации, в тот день в КСУ должно было состояться голосование за признание ряда положений закона несоответствующими Конституции. Однако, как отметил депутат, в решающий момент трое судей КСУ якобы отказались голосовать за соответствующий проект. В тот же день группа народных депутатов попыталась проникнуть на закрытое заседание КСУ, а под зданием суда собрался митинг «неравнодушных граждан». Особенно странным выглядело заявление Генерального прокурора Юрия Луценко, который сказал, что если КСУ вдруг решится на отмену ряда положений закона, «это станет началом конца этого состава судей». То, что подобное заявление руководителя ключевого правоохранительного органа страны является не чем иным, как прямой угрозой и давлением на Суд, Ю. Луценко не смутило.
В КСУ, впрочем, в обороне отсиживаться не стали и опровергли все заявления депутатов, назвав их домыслами. «Народные депутаты, в частности Леонид Емец и Егор Соболев, просто будоражат общество «фэйками» и «вбросами». То, чем они занимаются, просто неприлично. В Украине много проблем, которыми народным депутатам следовало бы заняться», – отметила 10 июня «Судебно-юридической газете» судья Н. Шаптала. По ее словам, вопрос о заключении КСУ по представлениям 47 народных депутатов и Верховного Суда еще не стоит. Что касается утечки документа из КСУ, то, как отметила судья, речь шла лишь о рабочем документе, который готовится во время работы над представлениями, но никак не о конечном варианте, за который судьи КСУ собирались голосовать. «Это рабочий документ. Один из множества, которые готовятся во время работы над представлениями. Такие рабочие проекты готовятся практически всеми судьями КСУ как варианты возможных решений. Но это не значит, что будет такое решение, как изложено в документе», – рассказала судья КСУ.
Как бы то ни было, но ни 10 июня, ни позже никакого заключения по Закону «Об очищении власти» КСУ не принял. Собеседники издания в Суде опровергли, что КСУ вообще собирался голосовать за какой-то проект по этому закону, отметив, что до голосования еще далеко, и среди судей продолжаются дискуссии.
Парламентская эпопея
Тем временем в Верховной Раде, наконец, вспомнили, что там уже более года лежит законопроект №2695, предусматривающий внесение изменений в действующую редакцию Закона «Об очищении власти» с учетом некоторых пожеланий Венецианской комиссии. Законопроект был разработан еще весной 2015 г., однако о нем достаточно быстро забыли. Внимание к нему привлек скандал, разразившийся в парламентском Комитете по вопросам правовой политики и правосудия в марте 2016 г. Выяснилось, что когда один из его главных авторов и лоббистов, первый заместитель председателя этого Комитета Л. Емец был на сессии ПАСЕ в Страсбурге, 27 января 2016 г. Комитет провел заседание, на котором без обсуждения, в пакете с другими инициативами решил вернуть этот законопроект его авторам на доработку. В выводе Комитета отмечалось, в частности, что он не соответствует всем требованиям, которые указала в своих выводах Венецианская комиссия. Например, действие Закона «Об очищении власти» предлагалось распространить на выборные должности, хотя Венецианская комиссия возражала против такой постановки вопроса.
В марте 2016 г. Л. Емец зарегистрировал аналогичный законопроект с прежним номером, но с несколькими дополнениями. В частности, запрет на занятие должностей им предлагается распространить на ряд судей действующего состава Конституционного Суда. Сохраняется попытка подвести под действие люстрационных процедур кандидатов в депутаты всех уровней. Также предлагается запретить работать на государственной службе (правда, без указания, каким именно способом) «штатным сотрудникам» и «негласным агентам» ФСБ России. Впрочем, новый текст законопроекта в Венецианскую комиссию уже не направлялся (см. «Есть ли будущее у люстрации», Судебно-юридическая газета №16 от 25 апреля 2016 г.)
О том, что пора бы все-таки рассмотреть законопроект №2695, парламентариям напомнил председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио. «Закон о люстрации в Украине имел ряд недостатков, которые Венецианская комиссия указала и рекомендовала для изменения. Закон, однако, не был изменен до сих пор. Некоторые поправки находятся на рассмотрении Верховной Рады, но мы еще не оценивали их», – отметил он 8 июня.
14 июня вопрос о включении законопроекта №2695 в повестку дня Верховной Рады был вынесен в пленарный зал. Однако голосование дважды провалилось: «за» выступили только 206 и 208 депутатов соответственно. Не поддержали включение проекта в повестку дня не только депутаты от фракции «Оппозиционного блока», но и ряд депутатов фракции БПП. Параллельно предпринимались попытки собрать заседание Комитета для рассмотрения законопроекта.
15 июня члены Комитета, вероятно, морально настроенные на просмотр футбольного матча, а не работу, кое-как собрались, но тут же оказалось, что для принятия каких-либо решений нет кворума. Председатель Комитета Руслан Князевич развел руками. Показательно, что о времени и месте проведения заседания Комитета до последнего момента не знала даже директор департамента по вопросам люстрации Минюста Татьяна Козаченко.
В итоге уже 16 июня многострадальный законопроект был, наконец, включен в повестку дня – за это проголосовали 228 народных депутатов. Против опять были депутаты «Оппозиционного блока», а воздержались несколько депутатов фракции БПП. Впрочем, законопроекту это никак не помогло – до голосования за него дело так и не дошло. Представители «Народного фронта» традиционно обвинили своих коллег по коалиции из БПП в нежелании проводить люстрацию и тайных связях с «Оппозиционным блоком».
Как будет развиваться ситуация дальше, покажет время. Однако очевидно, что если КСУ признает отдельные положения действующего Закона «Об очищении власти» неконституционными, законопроект №2695 необходимо будет менять. А как отметил ранее изданию судья КСУ в отставке Иван Домбровский, «если будут изменения в закон, мы можем еще больше застрять в болоте». К рассмотрению проекта №2695 депутаты теперь смогут приступить не ранее 5 июля.