Председатель Совета судей Украины Василий Онопенко обратился с заявлением относительно проведения внеочередного съезда судей Украины.
Полный текст обращения приведен ниже.
Определенные события последних дней однозначно показали , что Украина , которая находится в сверхсложной ситуации , связанной с преодолением последствий диктаторского режима и внешней военной агрессии , столкнулась с еще одной большой опасностью .
Формально эти события касаются вопросов организации внутренней деятельности судебной власти - проведение внеочередного съезда судей Украины . На самом деле их суть гораздо глубже и масштабнее , а последствия представляют угрозу для национальной безопасности Украины .
Как известно , 14 марта 2014 Совет судей Украины созвала на 7 апреля этого года XII внеочередной съезд судей Украины . Такое решение было принято с учетом рекомендации Верховной Рады Украины по рассмотрению на съезде судей Украины вопрос досрочного прекращения полномочий и освобождения от должностей судей Конституционного Суда Украины .
Однако после этого возник ряд обстоятельств , который делает невозможным проведение съезда 7 апреля 2014 .
Одной из таких обстоятельств стало принятие 27 марта 2014 в первом чтении проекта Закона Украины « О восстановлении доверия к судебной власти в Украине » (№ 4378-1 ) с сокращенным сроком подготовки ко второму чтению. Этот законопроект определяет новые принципы формирования съезда судей Украины и порядок избрания делегатов на него. Кроме того , им предусмотрено полное изменение персонального состава Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей Украины .
Это обусловило объективную необходимость переноса даты проведения XII внеочередного съезда судей Украины для того , чтобы сформировать его состав (выбрать делегатов ) по новым принципам и определить новую повестку дня съезда.
С этой целью на 3 апреля 2014 был назначен , а затем перенесено на 4 апреля заседания Совета судей Украины , на котором планировалось рассмотреть вопрос целесообразности проведения внеочередного съезда судей Украины 7 апреля с.г. и принять соответствующие решения. Однако заседание Совета судей Украины были сознательно сорваны отдельными ее членами .
Зато 4 апреля 2014 вопреки требованиям Закона Украины « О судоустройстве и статусе судей » председатель совета судей административных судов Н.Кобылянский , председатель совета хозяйственных судов А. Емельянов , председатель совета судей общих судов П. Гвоздик ( последний является членом Совета судей Украины , но на указанные ее заседание не явился ) подписали и разослали делегатам XII внеочередного съезда судей Украины сообщение о том , что указанный съезд состоится 7 апреля 2014 года. Фактически эти лица неправомерно присвоили и использовали полномочия высшего органа судейского самоуправления - Совета судей Украины .
Таким образом , стало очевидным , что руководящая верхушка судебной власти , которая на сегодня полностью контролирует суды , начала активное противодействие мерам по восстановлению доверия к правосудию , утверждение права и демократии в Украине . Фактически речь идет о своеобразном мятеж « судейских генералов» , которые были и , как выяснилось , остаются « кровью и плотью » политического режима Януковича .
Целью этого противодействия является избежание от юридической ответственности коррупционеров в мантиях , сохранения нынешним судейскими руководителями на своих должностях , дальнейшее использование судов в частных , корпоративных и политических интересах. Кроме того , таким способом пытаются сохранить посторонний (теперь - уже из-за границы) контроль над судебной властью Украины .
Очевидно , что лица , которые организовали и осуществляют указанный мятеж , находятся в летаргическом сне. Рожденные псевдосудовою реформой 2010 года, они продолжают мыслить категориями периода диктатуры и жить по его правилам . Судя по всему , они даже не осознают , насколько кардинально изменились ситуация , общество , Украина . Вопреки здравому смыслу они пытаются вернуть прошлое и остановить необратимые объективные правовые и демократические процессы развития Украины .
До недавнего времени я считал , что существующую болезнь отечественного судопроизводства можно « вылечить » профилактическими мероприятиями и обычными таблетками . Однако описанные события указывают на то , что « болезнь судопроизводства» оказалась намного серьезнее и чрезвычайно запущенной . Ее метастазы проникли слишком глубоко как в саму судебную систему , так и в политике , бизнес и другие общественные сферы. Итак , единственным эффективным средством ее лечения является безотлагательное серьезное хирургическое вмешательство.
В правовом отношении этим средством является люстрация судейского корпуса , которая должна осуществляться на правовых принципах и четко определенных законом основаниях. Только люстрация может обеспечить очистку судебной системы и вернуть в Украину правосудия.
Принятый в первом чтении люстрационный законопроект предусматривает комплекс соответствующих мероприятий. На мой взгляд , главными являются два из них.
Первый - это полное обновление персонального состава Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей Украины . В обществе и судейской среде эти органы ассоциируются с репрессивными структурами , с помощью которых осуществлялось « политическое порабощение » судей , расправа над неугодными судьями и наполнения судебного корпуса лояльными диктаторскому режиму кадрами .
Прекращение полномочий нынешних членов этих органов с запретом в дальнейшем входить в их состав общественно и юридически оправданным шагом. Следует исходить из того , что именно этим органам в процедуре очистки судейского корпуса отводится ключевая роль. Поэтому они , подобно хирургического скальпеля , должны быть максимально стерильными , в противном случае идея люстрации будет дискредитирована , а ее цель останется не достигнуты .
Второй заключается в освобождении председателей и заместителей председателей всех судов - от высших до местных. Это вынужденный шаг , но без него невозможно изменить существующую в сфере судопроизводства ситуацию. Дело в том , что предыдущий политический режим контролировал судебную власть именно через председателей судов , именно они обеспечивали принятие « нужных» судебных решений . Предусмотренный законопроектом новый порядок избрания председателей судов и их заместителей (собранием судей соответствующих судов) дает возможность снова занять указанные административные должности теми судьями , которые выполняли свои обязанности честно и добросовестно .
В связи с этим хочу обратиться персонально ко всем , кто оказывает влияние на процессы , с настоятельной просьбой - обеспечить безотлагательное принятие Закона Украины « О восстановлении доверия к судебной власти в Украине ». Это нужно сделать УЖЕ , поскольку малейшее промедление может иметь катастрофические последствия для страны.
Я обращаюсь к исполняющего обязанности Президента Украины , Председателя Верховной Рады Украины А. Турчинова как гаранта соблюдения Конституции Украины и руководителя парламента - внести указанный законопроект на рассмотрение Верховной Рады Украины завтра ( 8 апреля ) и приложить все усилия для его принятия .
Я обращаюсь к руководителям депутатских фракций и групп ( Ефремова - фракция Партии регионов , Соболева - фракция ВО « Батькивщина» , В.Кличко - фракция политической партии « УДАР » , Тягнибока - фракция ВО « Свобода » , П. Симоненко - фракция Коммунистической партии Украины , Кинаха - группа «Экономическое развитие » , И.Еремеев - группа « Суверенная европейская Украина » ) - обеспечить максимальную поддержку указанного законопроекта и голосования за его принятие в качестве закона. Такое же же просьбе я адресую персонально каждому народному депутату Украины .
Я обращаюсь к тем кандидатам в Президенты Украины , чьи политические силы представлены в парламенте (в частности , к Ю.Тимошенко , Порошенко , Тигипко ) - отнестись к необходимости принятия этого закона с самой государственнической позицией и самой политической ответственностью . Кто бы ни стал следующим главой государства , при существующей ситуации в сфере правосудия он не сможет эффективно управлять страной , выводить Украину из тотального кризиса , обеспечить ее государственный суверенитет и территориальную целостность.
Решая проблему правосудия , надо помнить , что диктаторский режим который существовал в Украине и имел для нее катастрофические последствия , в значительной степени стало возможным благодаря судебной власти. Именно суды , начиная от Конституционного Суда Украины и заканчивая местными общими судами , своими решениями утвердили и обеспечивали существование этого режима.
Необходимо также осознать важную аксиому - любые прогрессивные изменения в стране невозможны без кардинальных позитивных изменений в сфере правосудия. Только независимый и справедливый суд является надежным залогом европейского направления развития Украины , восстановление конституционного строя , эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина .