Дети – наше будущее, а точнее, инвестиции в будущее. Вот только многим родителям инвестировать в своих чад приходится с их рождения и чуть ли не до рождения их внуков. Причем первые ощутимые финансовые вливания начинаются уже с детского садика. И это не только оплата одежды, питания, карнавальных костюмов и т.д., но и вечные поборы «на ремонт», «на микроволновку», «на мебель», «на игрушки», «на книжки» — список «надо» можно продолжать до бесконечности. А что об этом говорит Закон, есть ли правовые основания для всевозможных поборов и сборов?
Не так давно министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник заверил родителей, что его ведомство не будет вводить платные услуги в детских садиках: «Никакие платные услуги в детсадах не вводятся, потому что по закону они были введены два десятка лет назад. И ничего здесь ни на йоту не изменилось». Так о чем речь? Ведь в ст. 2 ЗУ «О дошкольном образовании» черным по белому написано: «Основными задачами законодательства Украины о дошкольном образовании является обеспечение права ребенка на доступность и бесплатность получения дошкольного образования».
За что платить в «бесплатном садике»?
Кстати, о бесплатности и доступности дошкольного образования в Украине в свое время высказался КСУ решением по делу ?1-4/2004 от 4 марта 2004 года. Тогда в суд за разъяснениями положений ч. 3 ст. 53 Конституции Украины (об обеспечении доступности и бесплатности дошкольного, полного общего и среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях) обратилось 50 народных депутатов. Своим решением суд постановил, что «бесплатность» в толкуемых положениях Конституции означает возможность получения образования в этих учреждениях без оплаты, т.е. без внесения платы в какой-либо форме за образовательные услуги согласно государственному стандарту в рамках тех видов образования, бесплатность которых определена в этих положениях. При этом обеспечение бесплатного образования на всех уровнях является одной из гарантий его доступности.
КСУ также указал, что финансирование дошкольного образования зависит от формы собственности дошкольного учебного заведения, обязанность финансирования которого возлагается на собственника (учредителя). Но, по мнению КСУ, бесплатность государственных или коммунальных детских садиков, которые финансируются из соответствующих бюджетов, «не исключает возможности финансирования отрасли образования за счет развития внебюджетных механизмов привлечения дополнительных средств, как это определено законодательством об образовании». А к таким «внебюджетным механизмам» на практике относятся… родители.
В связи с этим, разумеется, нельзя не учитывать Постановление КМУ от 27 августа 2010 г. ?796 (с изм. от 12.10.2010) «Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, иными учреждениями и заведениями системы образования, находящихся в государственной и коммунальной форме собственности». В целом, этим документом детским садикам предоставлено право оказывать платные услуги, скажем так, выходящие за рамки и планы их деятельности. Например, организации экскурсии, или организация и проведение концертно-зрелищных мероприятий. Иными словами, дополнительные занятия по обучению танцам вашего ребенка или дополнительные занятия музыкой и т.п., а также дополнительные развивающие игрушки – все это финансовый груз родителей. Единственной платной услугой детсадов было есть и будет питание малышей.
А что думает МОН Украины
В связи с появившимися слухами о введении платных услуг для дошколят Министерство образования и науки Украины посчитало необходимым разъяснить смысл нашумевшего Постановления ?796. В частности, как отмечает официальный сайт МОН, «в документе подчеркивается необходимость принять к сведению, что платные образовательные и иные услуги предоставляются свыше объемов, установленных учебными планами, и выходя за рамки деятельности, финансируемой за счет средств общего фонда государственного и местного бюджетов».
Кроме того, МОН указывает, что поступления, полученные за предоставление платных образовательных и иных услуг, не предусмотренных перечнем групп собственных поступлений бюджетных учреждений, засчитываются в доходы специального фонда госбюджета как плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их функциональных полномочий, или как поступления бюджетных учреждений от хозяйственной и/или производственной деятельности, если такие поступления получены вследствие указанной деятельности. МОН также обращает внимание на то, что все руководители дошкольных учебных учреждений, подчиненных МОН, должны утвердить и обнародовать перечень платных образовательных и иных услуг с определением времени, места, способа и порядка предоставления каждой услуги, их стоимости, и лиц, ответственных за их предоставление.
Наконец, каждый детсад, исходя из действительных возможностей собственной материально-технической базы, кадрового состава работников и т.д., самостоятельно определяет, какие именно платные образовательные и иные услуги он будет предоставлять. И самое главное – ответственность за установление стоимости платных образовательных услуг, за их экономическое обоснование и качество несет руководство учебного заведения.
В меню не только овсянка
Думается, родителям будет не лишним узнать о том, как правильно должны кормить его малыша в садике, тем более, что оплата питания ребенка в дошкольном учреждении, согласно всех уже названных нормативных актов, возложена на родителей.
Итак, если ваш ребенок на вопрос: «А что ты кушал сегодня в саду?» отвечает – «манную кашу», есть повод поинтересоваться определенными нормативами, в частности, Приказом МОН и МОЗ Украины от 17.04.2006 ?298/227, которым утверждена Инструкция по организации питания детей в дошкольных учебных заведениях.
Так, во-первых, режим питания зависит от режима работа детсада и утверждается руководителем заведения, а еда должна выдаваться детям в четко определенное время, четыре-пять раз в сутки, с интервалом в 3–4 часа. Если, к примеру, ваш ребенок остается в садике 10,5–12 часов, то режим питания его должен быть трехразовым, а вот, если ваш малыш находится там не более 4 часов, то по желанию родителей питанием его можно не обеспечивать. В свою очередь, детей, оставленных на попечение воспитателей свыше четырех часов кормить нужно обязательно. Причем режим питания может быть одно- или двухразовым с интервалами между приемами еды не более 3–4 часов (это может быть завтрак или обед, а также завтрак и обед) – п. 1.2 Инструкции. Во-вторых, п. 1.8 Инструкции указывает, что детям необходимо давать блюда только в том виде, который помогает процессу их употребления: длинные макаронные изделия перед варкой должны быть переломаны; мандарины, апельсины – надрезанными; хлеб должен быть порезан небольшими кусочками, а масло детям младшего возраста намазывают на хлеб, тогда как старшие дети должны уже делать это сами.
Да, и само меню для малышей должно отвечать определенным требованиям. Например, в детском питании запрещается использование уксуса, натурального кофе или напитков из него. Более того, п. 1.14 Инструкции требует правильного сочетания продуктов и блюд. При подаче на первое рассольника, овощного супа, борща на второе необходимо подавать гарнир из круп, макаронных изделий, комбинированный гарнир, а также овощной салат или овощи. При подаче на первое супа из крупы на второе рекомендуется гарнир из овощей. А перед обедом детям следует давать свежие овощи или соления (морковь, лук, чеснок, помидор, огурец и др.) в количестве 10–50 г для повышения аппетита, усвоения еды. К слову, согласно Инструкции, мясные блюда для детей готовятся 4 раза, творожные и рыбные – 2–3 раза в неделю.
Как видно, не одной кашей (за деньги родителей) должны кормить подрастающее поколение. В общем, родители, не ленитесь, а сопоставьте меню вашего садика с примерным меню, предусмотренным названной Инструкцией.
Родителям на заметку
Кто освобождается от взносов в детсад?
Известно ли вам о действии Приказа МОН от 21.11.2002 г. ? 667 (с изменениями от 25.07.2005 г.), которым утвержден Порядок установления платы для родителей за пребывание детей в государственных и коммунальных дошкольных и интернатных учебных заведениях?
В частности:
- согласно п. 2.1 Порядка родители или лица их замещающие, вносят плату за питание детей в государственном и коммунальном дошкольном учебном учреждении в размере, не превышающем 50% в городской местности и 30% в сельской местности от стоимости питания на день;
- согласно п. 2.3 Порядка размер платы уменьшается на 50% для родителей, в семьях которых трое и более детей;
- согласно п. 2.4 Порядка, от платы за питание детей освобождаются родители в семьях, в которых совокупный доход на каждого члена за предыдущий квартал с учетом индекса роста цен не превышает уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированного минимума), который ежегодно устанавливается законом о Госбюджете для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях;
- согласно п. 2.5 Порядка освобождение родителей от платы или уменьшение ее размера за питание детей производится ежегодно и может пересматриваться в течение года, но не более одного раза, и вводится в месячный срок после предоставления соответствующих документов (справок о совокупном доходе каждого члена семьи за предыдущий квартал, выданных по месту получения доходов, и справки о составе семьи, выданной ЖКО, сельскими, поселковыми советами);
- согласно п. 2.9 Порядка родители платят лишь за дни посещения ребенком дошкольного учебного заведения. За дни, в которые ребенок не посещал заведение (в случае болезни, карантина, санаторного лечения, отпуска родителей, в летний оздоровительный период (75 дней) и т.п.), плата с родителей не взимается;
- согласно п. 2.10 Порядка с лиц, не подавших необходимые документы об освобождении от платы или уменьшения размера платы, оплата осуществляется в размере, не превышающем размер оплаты, указанном в п. 2.1.