В позапрошлом номере «Судебно-юридической газеты» мы рассказывали, как защитить свое право на перелет или возместить ущерб, причиненный действиями авиаперевозчика. В этот раз мы продолжим информировать вас о том, какие права на качественный отдых в части обеспечения уровня услуг путешествия на воздушном транспорте предоставляет закон.
Правила разные, но обязательства – одинаковые
Вопреки расхожему мнению, что авиакомпании сами решают, какие правила перевозки устанавливать, существуют Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденные приказом Минтранса ? 216. Этими правилами устанавливаются основы качественного сервиса воздушных перелетов, которому должен соответствовать любой перевозчик, и ниже которых он не имеет право «падать». Такая норма закреплена в самих правилах: «Перевозчик может принимать свои правила воздушных перевозок пассажиров и багажа на государственном языке, положения и нормы которых не должны противоречить и быть ниже чем те, которые предусмотрены настоящими Правилами, предварительно согласовав их с органом государственного управления в сфере гражданской авиации» (п. 5 главы 1 раздела III Правил).
Сегодня на рынке предоставления авиауслуг существует большой разброс в предложениях качества и цены перевозок. Некоторые авиакомпании предпочитают устанавливать «достойные» цены на свои билеты и тем самым освобождают своих клиентов от дополнительных затрат на перевоз багажа, еду и напитки в самолетах. Существуют и другие предложения: низкая стоимость билетов, но при этом полная экономия на всех бортовых услугах, в таких рейсах подчас не предоставляют бесплатно даже воду, а минимум бесплатного багажа установлен чуть ли не в граммах.
Однако на самом деле закон стоит на стороне прав воздушных путешественников и гарантирует для них совершенно определенный перечень прав, которые обязаны соблюдать даже самые дешевые перевозчики. В этом случае перевозчика не оправдывает ни эконом-класс рейса, ни общая бюджетная политика компании. Так, согласно п. 3 главы 2 раздела IX Правил, «предоставление прохладительных напитков является обязательной бесплатной услугой. На каждый час полета минимальная норма предоставления прохладительных напитков составляет 100 мл и в случае отсутствия питания — 150 мл во время полета. В период с 15 апреля по 14 октября включительно норма предоставления прохладительных напитков увеличивается до 150 мл». Поэтому даже на малобюджетных рейсах обязаны поить вас водичкой, это требование стоит на одном ряду с бесплатным предоставлением первой помощи.
Ваша сумочка должна быть при вас
Также согласно п. 3 главы 2 раздела XIII Правил, «пассажир имеет право перевезти бесплатно сверх нормы бесплатного провоза багажа предметы, которые он держит при себе и не положил в багаж, в частности: дамская сумочка, папка для бумаг, пальто или плащ, жакет, зонтик или трость, печатные издания для чтения во время полета, питание для ребенка, необходимое во время полета, детская дорожная люлька (при наличии ребенка в возрасте до 1 года), прогулочная коляска, инвалидная коляска и/или костыли. Общий вес предметов, за исключением инвалидной коляски, не должен превышать 5 кг». Поэтому, когда авиакомпания пытается «содрать» с вас дополнительные деньги за дамскую сумочку или воду в салоне самолета, – ваши права пытаются нарушить! А если вы уже уплатили дополнительный взнос за эту кладь, то можете затем в судебном порядке вернуть свои кровные. Главное – сохранять все чеки, квитанции и билеты.
А что касается нормы бесплатного багажа, то в Правилах указано, что перевозчики сами могут устанавливать эти нормативы, но они не могут быть меньше, чем: по поштучной концепции — 1 место багажа весом не более 23 кг (50 футов) с размерами места (сумма длины, ширины, высоты) 158 см (62 дюйма); по весовой концепции — 15 кг с размерами каждого места по сумме трех измерений не более 158 см. Что же касается объема ручной клади, которую пассажир имеет право перевозить под своим контролем, рядом со своим местом, то этот объем определяется перевозчиком. Установлено лишь, что ручная кладь не должна содержать колющих и режущих предметов: ножей, ножниц, иголок, спиц и других острых и режущих предметов. Также запрещается заносить в воздушное судно любые жидкости, суспензии, кремы, пасты емкостью более 100 мл (г) в одном флаконе (тюбике). Общий объем указанных веществ в ручной клади, упакованных в тару емкостью до 100 мл (г), не должен превышать 1 л (кг) на одного пассажира.
Что делать, если утрачен билет
Государственный регулятор авиаперевозок предусмотрительно описал даже такие простые бытовые случаи, как потеря или порча билета на самолет. Теперь, если вы вдруг оставите билет не в той сумочке или его вдруг съест ваша собака, не спешите расстраиваться. По закону, вы покупали не сам билет, а право на авиаперелет, поэтому даже при потере бумажного доказательства своего права на воздушное путешествие вы не теряете само право на него.
Однако при этом восстанавливать такое бумажное доказательство все же придется и не всегда бесплатно. Согласно Правилам, в случае потери или порчи билета (его части) пассажиром перевозчик по ходатайству пассажира может заменить такой билет (его часть) путем выдачи дубликата билета при условии подписания пассажиром соглашения о возмещении расходов вплоть до стоимости оригинала билета, которые понес или может понести перевозчик в связи с использованием оригинала билета третьим лицом. Если пассажир не подписывает такое соглашение, перевозчик, который выдает дубликат билета, имеет право требовать от пассажира оплатить его полную стоимость. Перевозчик имеет право на взыскание с пассажира платы за услуги по оформлению дубликата билета, если утрата или повреждение были обусловлены халатностью перевозчика (его агента). В случае потери или порчи билета другого перевозчика дубликат билета оформляется только при наличии письменного согласия такого перевозчика.
Перевозчик имеет право отказать пассажиру в выдаче дубликата билета, если пассажир не подписал соглашение, предусмотренное пунктом 1 настоящей главы, и отказался оплатить услуги по оформлению дубликата билета; пассажир требует выдачи дубликата билета в аэропорту в день совершения рейса, если до вылета рейса по расписанию меньше трех часов или рейс осуществляется в часы, когда офис авиакомпании, который должен дать согласие, не работает. Билет с гарантированной датой вылета дает право на перевозку пассажира и его багажа от указанного в нем начального аэропорта, аэропорта трансфера, остановки или аэропорта обратного перевозке только в день и рейсом, указанным в билете.
Срок действия билета, независимо от вида применяемого тарифа, продолжается, если перевозчик не может предоставить место на рейс, на который пассажир имеет подтвержденное бронирование; отменяет рейс, на который пассажир имеет подтвержденное бронирование. А также если своими действиями приведет к тому, что пассажир не успеет на пересадку на другой стыковочный рейс, на который пассажир имеет подтвержденное бронирование и который указан в том самом билете, где указано и предыдущий рейс; и в случае болезни пассажира или члена его семьи, путешествующего вместе с ним на воздушном судне, при предъявлении соответствующей справки учреждения здравоохранения.
Относительно бронирования билетов законом установлены следующие условия. Перевозчик имеет право требовать от пассажира сделать повторное подтверждение обратного вылета. Рейсы, на которых вводится процедура подтверждения обратного вылета, устанавливаются перевозчиком. Пассажир должен быть проинформирован о необходимости подтверждения обратного вылета.
Повторное подтверждение обратного вылета не требуется, если обратный рейс предполагается менее чем за 72 часа или резервирование осуществлено на рейс менее чем за 72 часа до времени вылета рейса по расписанию. Если пассажир не прибыл на рейс («No-show»), на который он имеет подтвержденное бронирование, и не уведомил заранее перевозчика об изменениях относительно своего путешествия, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на следующие сегменты маршрута или на обратный рейс.