Обычный украинский потребитель практически не защищен от недобросовестных продавцов. При этом защитить свои права в судебном порядке потребителю в большинстве случаев чрезвычайно сложно, а иногда просто невозможно, заявил Максим Папуша, председатель правления Киевской городской организации "Союз потребителей Украины".
Так, по словам Максима Папуши, организация решила проверить эффективность защиты прав украинского потребителя путем их реализации разными способами:
- самостоятельное обращение потребителя в суд;
- обращение потребителя в Управление по защите прав потребителей Украины;
- обращение потребителя в общественную организацию по защите прав потребителей.
Реализовывая первый вариант (обращение в суд), организация от имени потребителя подготовила ряд судебных обращений против нарушений прав со стороны ряда торговых сетей.
Выяснилось, что судебная тяжба с торговой сетью связана с немалыми сложностями. Так, по словам М.Папуши, ввязываясь в судебную тяжбу, например, с торговой сетью обычному потребителю необходимо понимать, что это отнимет у него не только много времени, но и денег.
"Суд длился очень долго. Мы подали (исковое заявление, - ред.) сенью прошлого года, а результаты, судебное решение, получили только в июне-июле этого года", - сообщил эксперт.
Кроме того, в силу того, что большинство украинских потребителей не имеют юридических знаний, они должны будут вынуждены обратиться к специалисту. По его словам, услуги юриста для представления интересов потребителя в суде могут обойтись ему в сумму, начиная от 5 тыс. грн.
Таким образом, дело в суде первой инстанции может рассматриваться полгода, при чем потребителю далеко не всегда удается доказать, что приобретенный товар был некачественным. "Я думаю, что на сегодня украинский потребитель через суды не защищен. Это – профанация. Может быть, суд и защитит, но через несколько лет", - считает М.Папуша.
В свою очередь, обращения в Управление по защите прав потребителей (УЗПП) не всегда приносили удовлетворительные результаты. "Во-первых, для того, чтобы УЗПП провело проверку и вышло на предприятие, им необходимо согласие центрального органа исполнительной власти. Сначала они получают заявление от потребителя, потом отправляют в Госпотребстандарт на рассмотрение, и там уже решают, нужно ли туда идти", - пояснил предправления Союза.
М.Попуша рассказал, что не редко в УЗПП отказывали в проверке, рассмотрении жалобы по существу, так как решали, что она не является существенной. Однако, когда все-таки происходила проверка, то в большинстве случаев вопрос о замене некачественного товара решался.
Между тем, говорит правозащитник, хоть УЗПП и может провести проверку, оно, однако, не может подтвердить то, что проверенный товар является некачественным, так как не получает финансирования на отбор образцов и проведение экспертизы со стороны государства.
Обращение с жалобой в общественную организацию (Союз защиты прав потребителей Украины) оказалось самым эффективным, так как на сегодняшний день у общественных организации, говорит М.Папуша, больше прав, чем у государственных служащих из УЗПП.
"Она (общественная организация, - ред.) может обратиться, кроме как в УЗПП, еще и в прокуратуру – госслужащий этого сдалать не может", - отмечает эксперт.
Говоря о пробелах в отечественном законодательстве относительно защиты прав потребителей и недостатке средств у госинспекторов на проведение экспертиз по проверке качества товаров, председатель правления Союза сообщил, что их организация предложила Госпотребстандарту проводить закупки товаров, которые необходимо проверить, а также проводить экспертизы за средства Союза, используя лишь государственную спецтехнику и лаборатории.