Одной из задач органов регистрации актов гражданского состояния, определенных ЗУ «Об органах регистрации актов гражданского состояния», является возобновление утраченных актовых записей гражданского состояния. Вопрос возобновления актовых записей гражданского состояния в случае их потери урегулирован Положением о порядке изменения, дополнения, возобновления и аннулирования актовых записей гражданского состояния, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 26 сентября 2002 г. ? 86/5 (в редакции приказа от 10 декабря 2007 г. ? 1227/5; далее – Положение).
Куда подавать заявление
Согласно пункту 3.1 Положения заявление о возобновлении утраченной актовой записи гражданского состояния по установленной форме подается в отдел регистрации актов гражданского состояния по месту проживания заявителя при условии предъявления паспорта (паспортного документа). Заявления о возобновлении утраченных актовых записей гражданского состояния граждане Украины, которые постоянно проживают за границей, иностранцы, которые зарегистрировали акты гражданского состояния в органах регистрации актов гражданского состояния Украины и постоянно проживают за границей, подают в дипломатические представительства или консульские учреждения Украины за границей.
Заявления о возобновлении утраченных актовых записей иностранцев, которые постоянно проживают и регистрировали эти акты гражданского состояния на территории Украины, рассматриваются на общих основаниях по месту проживания заявителя. Отдел регистрации актов гражданского состояния не уполномочен отказать гражданину в принятии и рассмотрении заявления о возобновлении актовой записи гражданского состояния.
Основанием для принятия заявления о возобновлении актовой записи является извлечение из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан об отсутствии соответствующей актовой записи, выданное отделом регистрации актов гражданского состояния по местонахождению утраченной записи. Пунктом 3.8 Положения предусмотрено, что к заявлению добавляются: извлечение из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан об отсутствии актовой записи, выданной отделом регистрации актов гражданского состояния по местонахождению утраченной записи; выписка из паспорта или паспортного документа; документы (выписки из них), которые подтверждают данные, необходимые для возобновления актовой записи; копии свидетельств о регистрации актов гражданского состояния (о рождении, смерти, брак, расторжение брака); другие документы.
Подтверждение достоверности
Для правильного написания сведений в возобновленных актовых записях осуществляется необходимая проверка, в ходе которой выясняются число, месяц и год рождения заявителя, а также те сведения о его родителях, которые существенным образом влияют на гражданско-правовые отношения. Представление заявителем документа о браке родителей, необходимого для внесения сведений о родителях в документ о рождении при решении вопроса возобновления актовой записи о рождении, основывается на нормах статьи 122 Семейного кодекса Украины, которыми предусмотрено, что происхождение ребенка от родителей определяется на основании свидетельства о браке.
Следует отметить, что возобновление утраченных актовых записей о браке, изменении фамилии, собственного имени, отчества, о расторжении брака, смерти производится только при наличии документов, которые подтверждают, что соответствующая актовая запись была раньше составлена в органах регистрации актов гражданского состояния Украины (свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, его копия, удостоверенная нотариально, штамп о регистрации акта гражданского состояния в паспорте или паспортном документе), или на основании решения суда (пункт 3.4 Положение).
На подтверждение достоверности представленных заявителем документов о регистрации актов гражданского состояния отдел регистрации актов гражданского состояния прибавляет к материалам дела копии соответствующих актовых записей гражданского состояния или извлечения из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан. На основании представленных заявителем и затребованных отделом документов и их анализа отдел регистрации актов гражданского состояния составляет вывод о возобновлении или отказе в возобновлении актовой записи гражданского состояния. Отдельно следует отметить, что актовые записи гражданского состояния, составленные за пределами Украины, в исключительных случаях могут быть возобновлены на территории Украины при наличии документа, который подтверждает невозможность его затребования или получения.
Судебный порядок
При отсутствия документального подтверждения факта регистрации акта гражданского состояния законодательством предусмотрен судебный порядок возобновления актовой записи гражданского состояния. Так, согласно ст. 256 ГПК Украины суд рассматривает дела об установлении факта, в частности, о регистрации брака, расторжении брака, усыновлении, а также других фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав физических лиц, если законом не определен другой порядок их установления. Решение суда об установлении факта, который подлежит регистрации в органах государственной регистрации актов гражданского состояния, не заменяет собой документов, которые выдаются этими органами, а является только основанием для получения указанных документов (ч. 2 ст. 259 ГПКУ). В этом случае заявитель подает копию решения суда в отдел регистрации актов гражданского состояния по месту проживания вместе с заявлением о возобновлении актовой записи гражданского состояния.
Ольга Хилько, главный специалист
Департамента Минюста Украины