Согласно статистике Госпотребстандарта, в течение прошлого года территориальными органами по делам защиты прав потребителей было проведено 1255 проверок субъектов хозяйствования, предоставляющих потребителям жилищно-коммунальные услуги. К слову, территориальными управлениями по делам прав потребителей за 2009 год рассмотрено 3 888 жалоб потребителей, из которых положительно решены 3 276 обращений. Проверкой были охвачены предприятия, оказывающие гражданам услуги по содержанию жилых домов и придомовых территорий (696 проверок) и услуги по водо-(160), тепло- (157), газо-(112), электроснабжения (130).
По результатам проверок предприятиям ЖКХ было выдано 548 предписаний по прекращению нарушений прав потребителей. Кроме того, к административной ответственности было привлечено 709 лиц, на которые возложены административные штрафы на сумму 95200 гривен, на сумму около 435000 гривен оштрафованы предприятия-нарушители.
Очевидно, что государство предпринимает определенные шаги для решения проблем потребителей жилищно-коммунальных услуг, главное – не молчать, а обращаться в компетентные органы. Кстати, если у вас есть претензии к ЖЭК или иному предприятию, оказывающему вам жилищно-коммунальные услуги, то в соответствии с ЗУ «Об обращениях граждан», «О жилищно-коммунальном хозяйстве», «О защите прав потребителей», вы можете обратиться с заявлением (жалобой) в Госпотребстандарт. Форма заявления законодательно не предусмотрена, главное, чтобы его содержание отвечало требованиям ст. 5 ЗУ «Об обращении граждан». В частности, обращение должно быть адресовано органу государственной власти и местного самоуправления и т.д., в полномочиях которых предусмотрено решение вопросов, заявленных в обращении. Далее, в заявлении должны быть указаны ФИО заявителя, место жительства, изложена суть вопроса, замечания, предложения, жалоба или требования. Конечно же, обращение должно быть подписано заявителем (или группой заявителей) и датировано. Такое обращение может быть направлено по почте либо передано гражданином в соответствующий орган.
Для тех граждан, кто не уверен в своей возможности грамотно составить обращение (жалобу, заявление и пр.), названной нормой предусматривается, что обращение может быть и устным, в этом случае оно излагается гражданином и записывается должностным лицом на личном приеме.
Иван Правдин,
«Судебно-юридическая газета»