Довольно распространенная сегодня на киевских дорогах ситуация: многометровый затор из-за того, что в одной из полос – две столкнувшиеся машины с небольшими повреждениями кузова и оптики, водители которых, расставив аварийные знаки и «фишки», переговариваются по мобильным телефонам. Кому звонят – понятно: страховая, ГАИ, родственники-друзья, знакомые юристы. Проходит час, два, а то и три – поврежденные авто стоят, водители ждут, пока приедут страховой комиссар и наряд ГАИ – оформить ДТП, а затор не уменьшается. Вполне возможно, что скоро таких ситуаций станет меньше – если Верховная Рада введет норму о европротоколе, позволяющем оформлять мелкие аварии без привлечения ГАИ. Что же такое европротокол, и чем он поможет угодившим в небольшое ДТП водителям?
Собственно, европротокол – это документ, извещающий страховую компанию (СК) о наступлении страхового случая. По проекту закона, такое извещение будет прилагаться к полису ОСАГО. В нем указываются все обстоятельства ДТП, его схема, данные участников аварии и информация о страховых компаниях, в которых они застрахованы. На основании этого документа страховики принимают решение о прямом урегулировании убытков – то есть владелец машины, пострадавшей в ДТП, может обратиться за возмещением в свою СК, а не СК виновника, как это происходит сейчас. В будущем МТСБУ, по примеру Российского союза страховщиков, может разработать Правила применения типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников ДТП за причиненный ими вред при оформлении документов без участия сотрудников ГАИ. В них, кроме общих рекомендаций по поведению на месте аварии и оформлению европротокола, могут включить типовые схемы ДТП, что существенно облегчит составление извещений.
Если народные избранники примут проект закона, который предусматривает введение европротокола, то он заработает с 1 января 2011 года. Однако, как пояснили в пресс-службе ДГАИ Украины, утряска нормативной базы под требования нового закона может занять до полугода. То есть формально европротокол может заработать не ранее июня 2011 года.
В принципе, предлагаемый парламентариями порядок может облегчить владельцу поврежденного автомобиля процесс «выбивания» денег с виновника на ремонт машины. Но только в том случае, если вторая сторона вину признала и сумма убытка будет существенной. В ином случае наверняка участникам подобного ДТП будет проще договориться на месте, чем заниматься оформлением кучи бумаг для страховых компаний, не зная наперед, откажет ли страховщик в возмещении убытков или нет.
Плюсы
– нет нужды часами ожидать ГАИ для фиксации обстоятельств ДТП; – есть возможность покинуть место аварии после оформления европротокола без последующих санкций со стороны Госавтоинспекции;
– европротокол – форма прямого возмещения убытков: потерпевший, вместо того, чтобы добиваться выплат от страховой компании виновника ДТП, обращается к собственному страховщику, который обязан возместить ущерб; – сокращается количество документов, которые нужно собирать для получения возмещения в страховой компании – не понадобится, например, расширенная справка из ГАИ; – ускоряется время рассмотрения документов в СК – решение о выплате будет принято в течение 45 дней с момента подачи европротокола, а не 30 дней с момента подачи последнего документа, как сейчас.
Минусы
– оба участника ДТП должны иметь полис ОСАГО. Если его нет – составить протокол не удастся;
– при оформлении европротокола на месте ДТП возможны трудности: участникам аварии сложнее остановить транспортный поток для адекватных замеров, оценить повреждения – особенно скрытые (вряд ли водители столкнувшихся авто знают расценки СТО на ремонт, да и единой методики расчета повреждений в Украине нет);
– прямая выплата будет действовать, если в ДТП будет признан пострадавший и виновник. – При «обоюдке» СК, по российскому опыту, может отказать в возмещении ущерба; любая ошибка или расхождения в данных об обстоятельствах аварии, указанных в европротоколе, может стать поводом для страховой компании отказать в
выплате возмещения;
– предполагается, что максимальная страховая сумма может составить половину действующего сейчас лимита (25,5 тыс. грн)
– 12,75 тыс. грн. Если затраты на ремонт превысят эту сумму, владелец пострадавшего авто вынужден будет доплачивать из своего кармана.
«Введение европротокола облегчит жизнь водителям и ГАИ, но не страховикам»
Дмитрий КАЛИШЕВСКИЙ, начальник Управления рекламы страховой компании: – Безусловно, такое нововведение облегчит жизнь водителям и работникам ГАИ, но никак не страховым компаниям. Представителям СК добавится бумажной работы: пока нет четко определенных процедур заполнения протоколов, оценки ущерба, есть риск, что водители просто не смогут корректно заполнить извещение для страховой компании и придется вносить уточнения, а это может затянуть срок рассмотрения дела.
Сейчас страховые компании запрещают своим клиентам признавать свою вину до обращения в СК – чтобы избежать возможности шантажа клиента со стороны второго участника ДТП. Сейчас вину в аварии определяет только суд или ГАИ, а как она будет определяться с введением европротокола? Этот вопрос нужно обязательно урегулировать в предлагаемом законопроекте – нужна четко выписанная процедура признания вины участников движения и процедура действий СК в таком случае. Кроме того, если с введением европротокола присутствие сотрудников ГАИ на месте аварии будет необязательным, было бы правильно предусмотреть выезд на место ДТП аварийных комиссаров страховых компаний, которые бы оценили ущерб и определили виновника и пострадавшего.
Что касается возможной цены полиса ОСАГО при введении евро-протокола и лимита ответственности, то они будут устанавливаться законом. И страховики будут ориентироваться на предложения законодателей.
«ГАИ не против разграничения полномочий при оформлении мелких ДТП между страховиками и органами внутренних дел»
Евгений КРАВЕЦ, начальник пресс-службы Департамента ГАИ МВД Украины:
– Министерство внутренних дел и ГАИ, в частности, давно предлагали упростить порядок оформления мелких ДТП, в которых обошлось без человеческих жертв, но были повреждены застрахованные автомобили. Поэтому мы считаем логичным предложенный парламентариями законопроект о введении в Украине практики европротокола и разграничения полномочий при оформлении мелких аварий между страховиками и органами внутренних дел. Важно, что с принятием такого закона произойдут изменения в страховом законодательстве (право оформления материалов мелких ДТП отойдет представителям страховых компаний). А также в кодексе об административных правонарушениях: из него, в частности, исключат из админкодекса пункт (или добавят новую статью), по которому виновнику ДТП, если он передвигался на застрахованном по ОСАГО автомобиле, грозит штраф или лишение прав управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года.
В Европе европротокол – обыденность, в России – проблемная новинка
В Европе описанные выше ситуации разрешаются в течение получаса, и, что главное, без участия представителей дорожной полиции. Если оба попавших в аварию автомобиля получают небольшие повреждения, нет пострадавших и у водителей авто на руках – действующие страховые полисы вроде нашей «автоцивілки», то, составив схемы ДТП, согласовав, кто в этой ситуации виновник, а кто – пострадавший, и вписав эти данные в специальные формы – протоколы, автовладельцы разъезжаются. И потом предъявляют эти протоколы в свои страховые компании, где по ним возмещаются убытки. В России закон, позволяющий оформить мелкое ДТП, при котором нет пострадавших, без участия ГИБДД, вступил в силу с 1 марта 2009 года. На полную норма заработала с 1 ноября 2009 года. Но проблем при оформлении подобных дорожно-транспортных происшествий там меньше не стало: зачастую участники аварии либо не могут правильно оформить европротокол (прилагается к полису ОСАГО при покупке страховки), либо неверно оценивают ущерб, либо не признают себя виновными в произошедшем. А несоблюдение одного из перечисленных условий автоматически делает европротокол бесполезным – страховая компания ущерб не возместит. Так, по состоянию на 16 июня 2010 года из более 170 тыс. требований по прямому возмещению убытков страховые отказали 44,4 тыс. заявителей.
Вопрос водителям: «Воспользовались бы вы европротоколом, если бы попали в мелкое ДТП?»
«Такой документ облегчит жизнь водителям и избавит от непредсказуемости ГАИ»
Ирина БЛИЗНЮК, консультант:
– Считаю, что введение европротокола будет полезным для водителей. Непонятно, зачем вызывать ГАИ, если ты застрахован, разбил, к примеру, фару при маневре, никто не пострадал, признаешь свою вину. Сейчас в такой ситуации еще десять раз подумаешь, что для тебя выгоднее: достать деньги из своего кармана или потратить время на то, чтобы дождаться ГАИ. И потом общение с гаишниками – всегда «черный ящик» и неизвестно, каким боком оно тебе выйдет. Лучше будет, если участники ДТП определят, кто виновник, а кто пострадавший, и решат вопросы без ГАИ. Я бы таким нововведением обязательно воспользовалась.
«Возможно, эта новинка будет полезна для водителей-новичков»
Иван ЕЛИН, менеджер:
– В таких ситуациях бывал не раз и виновником, и потерпевшим, и раньше в большинстве случаев расходились со второй стороной без вызова ГАИ – просто расплачивались на месте. Бывают разные обстоятельства, и проще договориться на месте – отдать деньги или подвезти попозже, если нет с собой, чем связываться с Госавтоинспекцией, которая и права изымет, и еще найдет к чему придраться.
А вот будь у меня европротокол, было бы легче: нет денег заплатить за ремонт – идешь в страховую и получаешь деньги от своего страховщика. Конечно, все еще зависит от страховщиков – они даже такую «облегченную» процедуру могут превратить в головную боль для клиента. Вообще, европротокол – цивилизованное нововведение и, возможно, оправдает себя – у нас же столько новичков на дороге каждый день бьют машины.
«Европротокол – хорошо, но есть вопросы к страховикам»
Таисия БОРОДАТАЯ, директор:
– Я бы, возможно, и воспользовалась европротоколом, если бы была точно уверена, что моя страховая компания выплатит мне возмещение ущерба. Сейчас, к сожалению, страховые компании грешат тем, что отказывают клиентам, попавшим в ДТП, используя лазейки в законодательстве. Вот если в законе о европротоколе будет четко расписано, при каких условиях положена выплата, и какая сумма пойдет на покрытие расходов, тогда в такой новинке есть смысл. Можно, конечно, и без европротокола обойтись, деньги на месте пострадавшему отдать, но не всегда у тебя есть деньги при себе.
«Если протокол будет работать, как в Италии, – буду им пользоваться»
Сергей ЦЫГАНКОВ, строитель:
– Некоторое время работал в Италии, там европротокол работает давно. И водители этим документом пользуются постоянно – а водят в Италии похлеще, чем в Украине, потому мелкие ДТП случаются очень часто. Ехали мы с друзьями в Турин из Милана, в городе ни разу не были, улиц не знаем. А в Турине движение очень интенсивное. Ну и притерлись к одному Фиату. Благо, у друга-водителя был этот протокол, быстро оформили бумаги и покатили дальше. Страховая моему товарищу выплатила деньги без вопросов. Если у нас такой протокол появится, и будет работать, как в Италии, я его однозначно себе куплю. Хотя и опытный водитель, но на наших дорогах всякое случается – не ты стукнешь, так тебя заденут.