Действующее процессуальное законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для передачи кассационными судами в составе Верховного Суда дел на рассмотрение Большой Палаты. Одно из них — наличие исключительной правовой проблемы, которую необходимо решить для обеспечения развития права и формирования единой правоприменительной практики.
Ввиду того, что данное понятие является оценочным, на практике возникают вопросы относительно того, какие критерии применяет суд, чтобы определить, действительно ли в деле имеет место исключительная правовая проблема и есть ли у Большой Палаты основания для принятия его в свое производство.
Ответ на этот вопрос можно найти в определении БП ВС от 18 июня 2018 года в деле №556/2020/15ц.Так, судьи отметили, что исключительная правовая проблема должна оцениваться с учетом следующих критериев:
- количественный критерий: подобная проблема возникает не в одном конкретном деле, а в неопределенном количестве споров, которые либо уже существуют, либо могут возникнуть в будущем;
- качественный критерий: 1) кассационная жалоба мотивирована тем, что суды допустили существенные нарушения норм процессуального права, которые сделали невозможным справедливое судебное рассмотрение дела; 2) применение норм материального права судами первой и апелляционной привело к нарушению баланса между интересами сторон в деле.
Кроме того, решая вопрос относительно наличия конфликтующих между собой правовых позиций судов в подобных делах, что нарушает принцип правовой определенности, следует учесть:
- наличие «глубоких и долгосрочных расхождений» в соответствующей судебной практике национальных судов;
- предусматривает ли национальное законодательство механизмы преодоления таких расхождений;
- были ли такие механизмы внедрены и, если да, то были ли они эффективны.
Напомним, что о том, как Большая Палата решает вопрос наличия исключительной правовой проблемы ранее в интервью «Судебно-юридической газете» рассказал судья БП ВС Олег Ткачук.
Кроме того, мы сообщали, что Большая Палата Верховного Суда разъяснила порядок применения «закона Савченко».