Верховный Суд в составе коллегии судей судебной палаты по защите социальных прав Кассационного административного суда рассмотрел дело, где истец просила признать неправомерным отказ в назначении пенсии по инвалидности, передает пресс-служба ВС.
Также истец требовала обязать ответчика назначить такую пенсию и выплатить разницу между пенсией, выплаченной согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и пенсией, на которую она имеет право в соответствии с Законом Украины «О прокуратуре», в пределах сроков исковой давности.
КАС ВС рассмотрел в кассационном порядке дело по иску УПФ Украины в г. Хмельницком и пришел к такому выводу. Прокурорам, признанным инвалидами I или II группы, назначается пенсия по инвалидности при наличии стажа работы в органах прокуратуры не менее 10 лет. К спорным правоотношениям подлежит применение нормы Закона Украины от 14 октября 2014-го №1697-vии «О прокуратуре», который вступил в силу 15 июля 2015 года и является действующим.
Суды установили, что общий стаж работы истца по состоянию на сентябрь 2017-го составил более 15 лет, она продолжает работать в прокуратуре. В мае 2016 года истцу присвоена II группа инвалидности. 5 сентября 2017-го она обратилась с заявлением в Управление ПФУ о переводе ее пенсии с одного вида на другой.
Управление пенсионного фонда отказало истцу на основании п. 5 Заключительных положений Закона Украины от 2 марта 2015-го №213 VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения», где указано, что в случае непринятия до 1 июня 2015 года закона о назначение всех пенсий, в том числе специальных, на общих основаниях с 1 июня 2015-го отменяются нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии/ежемесячное пожизненное денежное содержание назначаются в соответствии с рядом законов, в том числе Закона Украины «О прокуратуре».
Суды предыдущих инстанций удовлетворили исковые требования.
Коллегия судей Верховного Суда в Кассационном административном суде при рассмотрении дела установила, что Верховный Суд ранее рассматривал дело с подобными правоотношениями и, следуя правовой позиции Верховного Суда Украины, отказал в удовлетворении исковых требований о назначении пенсии. Чтобы отступить от предыдущей судебной практики, дело рассмотрел Верховный Суд в составе коллегии судей всей судебной палаты по защите социальных прав.
Суд пришел к выводу, что вопросы пенсионного обеспечения работников прокуратуры Украины регулируются ст. 86 Закона Украины от 14 октября 2014-го №1697- VII «О прокуратуре», который вступил в силу 15 июля 2015 года и является действующим.
В решении указано, что Законом Украины №213 VIII отменены действующие по состоянию на 1 июня 2015-го нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии назначались в соответствии с конкретным перечнем законов, в том числе и Закона Украины «О прокуратуре» (№1789-ХII). Однако 15 июля 2015-го вступил в силу новый Закон Украины «О прокуратуре» (№1697-VII), согласно которому пенсия назначается в размере 60 процентов от суммы месячной (действующей) заработной платы, включая все виды оплаты труда, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 года — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, получаемой перед месяцем обращения за назначением пенсии (ч. 2 ст. 86 Закона №1697-VII).
Прокурорам, которые признаны инвалидами I или II группы, назначается пенсия по инвалидности в размерах, предусмотренных ч. 2 ст. 86, при наличии стажа работы в органах прокуратуры не менее 10 лет (ч. 9 ст. 86 Закона №1697-VII).
Таким образом, Суд признал отказ управления ПФУ в назначении пенсии по инвалидности по специальному Закону Украины «О прокуратуре» (№1697-VII) неправомерным.
Поскольку инвалидность установлена истцу 24 мая 2017-го, а в Управление ПФУ она обратилась 5 сентября 2017 года, что свидетельствует о пропуске истцом 3 месячного срока, то пенсия по инвалидности должна быть назначена со дня обращения к ответчику с заявлением (ч. 1 ст. 45 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).
Постановление Верховного Суда от 26 июня 2018 по делу №686/17309/17 (производство №к/9901/76/17). www.reyestr.court.gov.ua/Review/75007170
Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что Большая Палата ВС рассмотрит новые доказательства в деле относительно перерасчета пенсии военнослужащим.