Государственный регистратор оспаривает действия Главного территориального управления юстиции (ГТУЮ) по подготовке и направлению в Министерство юстиции Украины представления о проведении камеральной проверки его деятельности на основании статьи 371 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», действия Минюста относительно назначения камеральной проверки его деятельности и просит отменить приказ Минюста о назначении проведения проверки, передает пресс-служба ВС в Facebook.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, исходил из того, что, поскольку ГТУЮ не имело права формировать и подавать в Минюст представление о назначении камеральной проверки истца, соответственно, у последнего не было полномочий по назначению и проведению камеральной проверки государственного регистратора.
Коллегия судей Кассационного административного суда пришла к выводу о необходимости частичного удовлетворения кассационной жалобы, отмене решений судов первой и апелляционной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Полномочия Минюста по осуществлению контроля в сфере государственной регистрации прав определяются, в частности, Законом Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», Порядком осуществления контроля в сфере государственной регистрации, утвержденным Постановлением КМУ от 21 декабря 2016 № 990 (Порядок № 990), Положением о Главных территориальных управлений юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе, утвержденным Приказом Минюста от 23 июня 2011 года № 1707/5 (Положение № 1707/5).
Верховный Суд пришел к выводу, что основанием для назначения Минюстом камеральной проверки государственного регистратора является выявление в реестрах нарушений порядка государственной регистрации при рассмотрении жалоб в соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан»; обоснованных представлений территориальных органов Минюста; по результатам мониторинга регистрационных действий.
Таким образом, главное территориальное управление юстиции в соответствии с возложенными на него задачами имеет полномочия в процессе осуществления контроля за деятельностью в сферах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений в том числе обращаться в Минюст с представлением о проведении проверки государственных регистраторов.
Коллегия судей отмечает, что вывод судов предыдущих инстанций об отсутствии в ГТУЮ полномочий по обращению с представлением в Минюст о проведении камеральной проверки государственного регистратора является ошибочным и такой, которая основана на неправильном применении норм материального права, в частности, положений статьи 371 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», п. 2 Порядка № 990, п. 4 Положения № 1707/5.
Постановление Верховного Суда от 10 июля 2018 по делу № 825/1808/17.
Ранее «Судебно-юридическая газета» публиковала постановление Верховного Суда о правилах предметной юрисдикции внутреннего спора церкви.