6 июля 2005 года Верховная Рада приняла Кодекс административного судопроизводства Украины. Для этого парламенту пришлось преодолеть вето Президента. Тогда за это решение проголосовало 305 народных депутатов. В преддверии этого знакового для украинской админюстиции дня в Верховном Суде начала работу І Международная научно-практическая конференция на тему «Публичная служба и административное судопроизводство: достижения и вызовы».
«В разработке проекта Кодекса принимали участие судьи Высшего административного суда Украины, этот процесс давался достаточно нелегко, но в результате он стал своеобразным достоянием украинского народа. С его помощью граждане могут контролировать органы власти и этот механизм необходимо сохранить, не исказив при этом его суть. Это задание лежит на плечах ученых и тех, кто реализует свои полномочия в сфере административного судопроизводства. Реализация реформ публичной службы, усовершенствование механизмов назначения и увольнения должностных лиц, приведение всех процедур в соответствие с международными стандартами, обеспечение принципов открытости и гласности – контроль всех этих процессов – обязанность системы административных судов», - заявил председатель Кассационного административного суда в составе Верховного Суда Михаил Смокович.
О ключевых проблемах, которые предстоит решить административным судам, рассказал также руководитель проекта ЕС «Право-Justice» Довидас Виткаускас: «Верховный Суд должен работать в интересах правовой системы, а не в интересах страны. Чтобы не заваливать ВС лишней нагрузкой, законодателю стоило бы предусмотреть некий процессуальный фильтр для принятия дел в производство. КАС не продвинется в сторону качественного улучшения практики, не преодолев эту проблему».
Вместе с тем, международный эксперт обозначил и основные вызовы, возникшие перед системой админсудов, в сфере публичной службы: «Мы поощряем нынешний украинский подход к назначению должностных лиц – этот процесс автоматизируется и становятся все более открытым и объективным. Это хорошая тенденция, но, с другой стороны, есть и проблемные моменты - результаты таких отборов нередко обжалуются в судебном порядке. Баланс между дискрецией административной власти и судебным контролем – это еще один ключевой вопрос, поставленный перед КАС».
В свою очередь председатель Высшего административного суда Украины 2004-2011гг. Александр Пасенюк акцентировал внимание на проблеме нормативно-правового обеспечения функционирования органов исполнительной власти и порядка обжалования их действий. «Украина – единственная страна Европы, в которой нет кодекса об административной процедуре. Разработанный на данный момент проект адаптирован к терминологии и принципам, принятым в европейских странах. Затягивание процесса его принятия влечет за собой принятие бесчисленного множества нормативно-правовых актов, которые якобы заполняют пробелы в законодательном регулировании того или иного вопроса, но лишь на общем уровне».
С обнадеживающим заявлением выступил и председатель Высшей квалификационной комиссии судей Украины Сергей Козьяков: «Мы наблюдаем за изнурительной работой мужественных, высокоинтеллектуальных людей и профессионалов экстра-класса, занимающих должности судей Кассационного административного суда. Мы видим, как много и качественно они работают, и обещаем, что в ближайшие месяцы подоспеет подмога – ВККС проведет второй конкурс в ВС и наберет недостающее количество судей». Вместе с тем, глава Комиссии отметил, что до конца сентября ВККС планирует перевести около 2000 судей, успешно прошедших квалифоценивание, в новосозданные суды без конкурса.