В Конституции Украины прямо закреплен принцип единого гражданства, но в то же время действенный механизм предотвращения двойного гражданства на законодательном уровне отсутствует. И эта проблема приобретает большую значимость в контексте национальной безопасности: пребывание украинских граждан также и в гражданстве иностранного государства, в частности госслужащих, создает определенные риски.
Как отмечается в пояснительной записке к альтернативному проекту Закона о внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины» относительно усовершенствования некоторых положений миграционного законодательства №8297-1 от 02.05.2018, он направлен на предотвращение случаев двойного гражданства, а также незаконного оформления гражданства Украины на фиктивных основаниях, с использованием поддельных документов и неправдивых сведений.
Кроме того, законопроект предполагает внесение коррективов в сам порядок приобретения гражданства и предусматривает условия, при которых лицо может быть лишено гражданства или получить отказ в его приобретении.
Так, авторы проекта закона предлагают в ЗУ «О гражданстве Украины» внести следующие изменения:
- исключить возможность подачи лицом декларации об отказе от иностранного гражданства на основании того, что стоимость оформления прекращения иностранного гражданства (подданства) превышает половину размера минимальной заработной платы;
- ограничить срок, на протяжении которого должна быть оформлена принадлежность к гражданству Украины лиц, признанных гражданами Украины п.1-3 ч.1 ст.3 ЗУ «О гражданстве Украины»: граждан бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины постоянно проживали на ее территории; лиц, которые до 13.11.1991 г. проживали на территории Украины и не были гражданами других государств; лиц, которые прибыли в Украину на постоянное жительство после 13.11.1991 г. и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 г. органами внутренних дел Украины внесена запись «гражданин Украины», дети таких лиц, не достигшие совершеннолетия на момент прибытия в Украину;
- сузить круг лиц, которые имеют право приобрести гражданство Украины на основании территориального происхождения. Так, гражданство Украины не смогут приобрести лица, совершившие преступления против человечества или геноцид; лица, осужденные в Украине за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (до погашения или снятия судимости); лица, совершившие на территории иных государств деяния, которые, в соответствии с законодательством Украины, признаются тяжкими или особо тяжкими;
- уточнить, что основанием для потери гражданства Украины, отмены решения об оформлении приобретения гражданства Украины в отношении лиц, которые приобрели его в соответствии со ст.8 и ст.10 профильного закона, является сознательная подача неправдивых сведений или фальшивых документов, невыполнение обязательства прекратить иностранное гражданство в течение 2 лет с момента приобретения украинского;
- в качестве еще одного основания для лишения лица гражданства Украины предусмотреть приобретение гражданства Российской Федерации в результате осуществления противоправных и недобросовестных действий на временно оккупированной территории АР Крым и города Севастополя оккупационной администрацией РФ.
Вместе с тем, законопроект содержит нормы, регулирующие порядок приобретения гражданства Украины ребенком вследствие усыновления или установления над ним опеки.
Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что выпускникам общеобразовательных учебных заведений ID-карты будут оформлять в приоритетном порядке.
Кроме того, с июня вид на жительство в Украине будут оформлять в виде ID-карт.