Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда, рассмотрев материалы образцового дела по иску Колодяжного Василия Григорьевича к Главному управлению Пенсионного фонда Украины в Харьковской области о признании противоправной бездеятельности и обязательства совершить определенные действия, установил:
23 января 2018 года в Верховный Суд поступило представление судьи Харьковского окружного административного суда Михаила Спиридонова вместе с материалами дела №820/6514/17 о рассмотрении этого типичного дела Верховным Судом как образцового дела. К этому добавлены материалы других типичных дел.
Исследовав материалы поданных дел, суд установил, что они имеют признаки типичного дела в соответствии с положениями пункта 21 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Украины, а именно: ответчиком в них выступает один и тот же субъект властных полномочий (его обособленные структурные подразделения), спор возник по аналогичным основаниям, в отношениях, регулируемых одними нормами права, истцами заявлены аналогичные требования.
Так, признаками типичного дела, в котором может быть принято решение этого образцового дела, являются:
1) истец: пенсионер органов внутренних дел; физическое лицо, которому назначена пенсия в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел»;
2) ответчик: субъект властных полномочий — территориальный орган Пенсионного фонда Украины, на учете которого стоит истец и который осуществляет выплату пенсии истцу;
3) предмет спора: бездействие ответчика относительно пересчета и выплаты пенсии пенсионеру органов внутренних дел с 1 января 2016 г. согласно Закону Украины от 23 декабря 2015 №900-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения гарантий социальной защиты бывших работников органов внутренних дел Украины и членов их семей», статье 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», постановлению Кабинета Министров Украины от 11 ноября 2015 №988 «О денежном обеспечении полицейских Национальной полиции», на основании предоставленных соответствующими органами/лицом-пенсионером справок о размере денежного обеспечения с соблюдением Порядка проведения перерасчета пенсий, назначенных в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13 февраля 2008 года №45.
В этом образцовом деле истец Колодяжный Василий Григорьевич просит суд:
1) признать бездействие Главного управления Пенсионного фонда Украины в Харьковской области по осуществлению перерасчета и выплате Колодяжному Василию Григорьевичу пенсии с 1 января 2016-го как пенсионеру органов внутренних дел в соответствии с Законом Украины от 23 декабря 2015 №900-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения гарантий социальной защиты бывших работников органов внутренних дел Украины и членов их семей», со статьей 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», с постановлением Кабинета Министров Украины от 11 ноября 2015 №988 «О денежном довольствии полицейских Национальной полиции», на основании предоставленной справки о денежном обеспечении от 19.06.2017 №100/34759-2003016137 для перерасчета пенсий с учетом денежного обеспечения полицейских;
2) обязать Главное управление Пенсионного фонда Украины в Харьковской области произвести перерасчет и выплату пенсии Колодяжному Василию Григорьевичу с 1 января 2016-го как пенсионеру органов внутренних дел в соответствии с Законом Украины от 23 декабря 2015 №900-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения гарантий социальной защиты бывших работников органов внутренних дел Украины и членов их семей», статьей 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», постановлением Кабинета Министров Украины от 11 ноября 2015 №988 «О денежном обеспечении полицейских Национальной полиции», на основании предоставленной справки о денежном обеспечении от 19.06.2017 №100/34759-2003016137 для перерасчета пенсий с учетом денежного обеспечения полицейских.
Ответчиком в этом деле является Главное управление Пенсионного фонда Украины в Харьковской области.
Свои исковые требования истец обосновывает тем, что 29 декабря 2015 года вступил в силу Закон Украины от 23 декабря 2015-го №900-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения гарантий социальной защиты бывших работников органов внутренних дел Украины и членов их семей».
Этим Законом внесены изменения в статью 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», а именно статья 63 дополнена новой частью следующего содержания: «Перерасчет пенсий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Украины (милиции), которые имеют право на пенсионное обеспечение или получают пенсию на условиях настоящего Закона, осуществляется с учетом видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством для полицейских».
Ликвидационная комиссия МВД Украины рассмотрела письмо Пенсионного фонда Украины от 31.03.2017 №1519/03 о перерасчете пенсий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел (милиции), назначенных в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», и по результатам рассмотрения разработала соотношение должностей и званий сотрудников милиции и полиции. Кроме того, предоставила показатели средних размеров денежного обеспечения полицейских, определенные с учетом разделения по специальным званиям, предусмотренным статьей 80 Закона Украины «О Национальной полиции».
На основании полученных списков от Главного управления Пенсионного фонда Украины в Харьковской области Ликвидационная комиссия ГУ МВД Украины в Харьковской области подготовила и направила в Главное управление Пенсионного фонда Украины в Харьковской области справку о размере денежного обеспечения истца от 19.06.2017 №100/34759-2003016137.
Ответчик в этом образцовом деле не осуществляет перерасчет и выплаты пенсии Колодяжному Василию Григорьевичу со ссылкой на то, что Пенсионным фондом Украины сформирована потребность в бюджетных средствах, необходимых для осуществления перерасчета пенсий. Выплата перечисленной пенсии Главным управлением Пенсионного фонда Украины в Харьковской области будет обеспечена после выделения дополнительных средств из Государственного бюджета Украины.
В соответствии с требованиями части пятой статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Украины Верховный Суд решает образцовые дела по правилам упрощенного искового производства с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 части первой статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Украины дела об обжаловании физическими лицами решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по исчислению, назначению, перерасчету, осуществлению, предоставлению, получению пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, другим социальным выплатам, доплатам, социальным услугам, помощи, защите, льготам суд рассматривает по правилам упрощенного искового производства без уведомления участников дела (в письменном производстве).
Согласно части второй статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Украины дела, определенные частью первой настоящей статьи, суд рассматривает в срок не более тридцати дней со дня открытия производства по делу.
Правовые последствия судебного решения, принятого в образцовой деле, предусмотренные частью третьей статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Украины, которой установлено, что при принятии решения в типовом деле, которое соответствует признакам, изложенным в решении Верховного Суда по результатам рассмотрения образцового дела, суд должен учитывать правовые выводы Верховного Суда, изложенные в решении по результатам рассмотрения образцового дела.
Руководствуясь статьями 257- 263, 290 Кодекса административного судопроизводства Украины,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение вступает в законную силу с момента его подписания и обжалованию не подлежит, за исключением обжалования открытия производства по делу с нарушением правил подсудности. Определение об открытии производства по делу с нарушением правил подсудности может быть обжаловано в Большой Палате Верховного Суда в течение пятнадцати дней со дня вынесения и вступает в законную силу после его пересмотра в апелляционном порядке или по истечении срока на апелляционное обжалование.