Кассационный административный суд Верховного Суда 25 января закрыл производство по иску Министерства юстиции к Высшему совету правосудия о признании незаконным отказа Совета рассмотреть представления в отношении 33 судей, на увольнении которых настаивало Министерство юстиции за их приговоры времен Майдана. Соответствующее решение вынесла коллегия в составе председательствующей судьи Ирины Желтобрюх, судей Владимира Бевзенко, Олега Билоуса, Надежды Данилевич и Василия Шарапы.
Как следует из решения суда, о котором стало известно «Судебно-юридической газете», КАС ВС признал отсутствие у Министерства юстиции права, как субъекта властных полномочий, обращаться в суд с иском к другому субъекту властных полномочий в рамках административного процесса. Согласно Кодексу административного судопроизводства, один субъект властных полномочий может обращаться с иском к другому исключительно в случаях, установленных законодательством. Поскольку таких законодательных норм в настоящее время не существует, то Министерство юстиции в принципе не могло обращаться с иском к Высшему совету правосудия.
Интересно, что Министерство юстиции обосновало свое право на подачу иска компетенционным спором, то есть спором о разграничении полномочий. Но при этом его представители так и не смогли логично объяснить, какую конкретно компетенцию ведомство делит с Высшим советом правосудия.
Согласно нормам Закона «Об очищении власти», в полномочия Министерства юстиции, помимо таких проверок, входит формирование и ведение Единого государственного реестра лиц, к которым были применены нормы люстрационного закона, а также право обращения в ВСЮ/ВСП и ВККС с представлениями об увольнении судей в случаях, предусмотренных Законом «Об очищении власти». Каких-либо других действий, в том числе и права на обращение в суд, Закон «Об очищении власти», Положение о Министерстве юстиции и другие нормативно-правовые акты не предусматривают. Таким образом, обжаловать отказ Высшего совета правосудия рассмотреть представления на увольнение судей в рамках люстрационных процедур Министерство юстиции права не имеет.
Также в решении КАС ВС идет речь о том, что Министерство юстиции обжаловало в данном случае акты Высшего совета правосудия, которые не касаются его прав и не нарушают его интересов, а имеют непосредственное влияние только на судей, относительно которых они приняты. Поэтому такие определения и деятельность органов ВСП по их постановлениям не подлежат обжалованию в судах по обращению Минюста.
Отметим, что решение КАС ВС может быть обжаловано в течение пятнадцати дней в Большой Палате Верховного Суда.
Напомним, что попытки Министерства юстиции в лице Департамента по вопросам люстрации уволить 44 судьи начались в 2016 году. Тогда в Департаменте сочли, что поскольку Закон «Об очищении власти» от 16 сентября 2014 года предусматривает проведение определенных проверок в отношении судей, выносивших решения об аресте или привлечении к административной ответственности участников массовых акций протеста 2013-2014 годов, а ряд судей позже освободили таких лиц от ответственности своими же решениями, то такие судьи обязательно подлежат люстрации и увольнению, как, по сути, признавшие свое участие в преследовании активистов Майдана. Как объясняли тогда в Департаменте по вопросам люстрации, им удалось установить 44 таких судьи и около ста судебных решений.
Первый список из 29 таких судей был передан в тогда еще Высший совет юстиции 12 декабря 2016 года.
15 февраля 2017 года в Высший совет правосудия был направлен список из еще 11 судей.
О направлении списка из оставшихся четырех судей Департамент публично не заявлял. Впоследствии, после увольнения в отставку или в связи с нарушением присяги судьи, «список Минюста» сократился до 33 судей, часть из которых, по состоянию на январь 2018 года, тоже уволилась или была привлечена к дисциплинарной ответственности за судебные решения времен Майдана.
В апреле-мае 2017 года Высший совет правосудия вернул Министерству юстиции представления на всех 33 судей, оставив их без рассмотрения. Совет правосудия счел, что такие представления ведомства выходят за рамки процедур, установленных Законом «Об очищении власти». Недовольное такими действиями министерство обратилось в Высший административный суд Украины с иском, в котором потребовало признать действия Совета правосудия противоправными. 23 ноября 2017 года ВАСУ открыл производство по данному делу, но рассматривать иск по сути пришлось уже новому Верховному Суду.
Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», 25 января стало известно о закрытии производства по иску Министерства юстиции к Высшему совету правосудия.